Экономисты проанализировали бюджеты ПФО на 2024 год

В регионах Приволжья завершается принятие бюджетов на 2024 год. На прошедшей неделе среди прочих финансовые планы утвердили депутаты парламентов Удмуртии и Кировской области. Судя по результатам второго чтения, настроения в законодательных органах существенно отличались.
Расходы региональных бюджетов в Приволжье на одного жителя Фото: Инфографика "РГ" / Юрий Кудряшов

На чьей улице праздник

По предварительным данным, полный текст бюджета Кировской области пока не опубликован, вятская казна в следующем году недосчитается около 1 млрд рублей из-за секвестра федеральных трансфертов. Но это сопоставимо примерно с одним процентом доходов - в следующем году правительство региона планировало потратить около 93,4 млрд рублей. Значительная часть средств пойдет на продолжение активного строительства заметно подорожавших школьных зданий.

Соседнюю Удмуртскую Республику ожидало еще более серьезное сокращение перечислений из федерального центра. На этапе первого чтения планировалось существенно секвестировать расходы следующего года почти на восемь процентов.

Впрочем, депутаты удмуртского Госсовета совместно с правительством республики еще на этапе обсуждения решили, что заявленные республиканским минфином налоговые поступления неверно отражают ситуацию. В результате ко второму чтению прогноз доходов по налогам был увеличен с 78,1 до 85,2 млрд рублей, что уже позволяло приблизиться к уровню расходов, достигнутых в 2023 году. Но главное - почти две трети приращения ко второму чтению составили поступления с федерального уровня. Изначально ожидалось их сокращение более чем в два раза.

- Мероприятия, направленные на выстраивание эффективного взаимодействия с Министерством финансов Российской Федерации, принесли хороший результат, - председатель бюджетного комитета республиканского парламента Наиль Мухамедзянов не скрывал положительных эмоций, ведь подобные новости о росте федерального финансирования, по его словам, поступили лишь в четыре региона страны.

Реальные приоритеты

Увеличение средств позволило властям существенно увеличить расходы на целый ряд программ, которые должны были быть серьезно секвестированы. Для примера, бюджет минприроды в регионе увеличили более чем в два раза. Изначальный план по статье "Охрана природы" в Удмуртии предполагал потратить всего лишь немногим более 24 млн рублей. Если разделить этот показатель на размер территории республики, то по сравнению с соседним Татарстаном они планировались в размере, который меньше в 136 раз.

Анализ доступных документов (как правило, материалов к первому чтению законов о региональных бюджетах) показывает, что это пример своего рода экстремального отклонения. Обычно отличия в финансировании отдельных статей куда меньше. Разница между максимумом и минимумом укладывается в три-четыре раза.

Несколько примеров: правительство Кировской области изначально запросило ассигнования на культуру в расчете на одного жителя региона в 3,6 раза ниже по сравнению с властями Пермского края. Расходы на образование одного молодого человека (от рождения до 24 лет) в Нижегородской области планировались в размере 116,2 тыс. рублей, что в 2,1 раза больше, чем в Мордовии.

Совокупные расходы бюджетов в ПФО на 2024 год (на основе проектов законов к первому чтению) Фото: Инфографика "РГ" / Юрий Кудряшов

Анатомия монстров

Анализ приоритетов региональных правительств показывает, что Татарстан, который располагает наиболее серьезными финансовыми ресурсами (в изначальном проекте почти 400 млрд рублей), делает акцент на такие направления, как финансирование госаппарата. Годовые расходы на управление одним жителем в Татарстане максимальные и оцениваются в 10,4 тысяч рублей. Другими приоритетами 2024 года являются здравоохранение, строительство и содержание дорог, а также различные субсидии предприятиям республики.

Второй по размерам среди регионов ПФО бюджет Башкирии (около 300 млрд рублей) по использованию средств куда меньше отличается от медианных для округа значений. Тем не менее и здесь можно выделить свои акценты. В Башкирии заметное внимание уделяют субсидированию жилищно-коммунального хозяйства, а также сферы здравоохранения.

Среди статей, на которые в республике предпочли направить меньше средств, чем в среднем по округу, - субсидии компаниям и муниципалитетам. Если составить некую усредненную типичную структуру бюджетных расходов в ПФО, то в Башкортостане меньше достанется статьям экономики и межбюджетных трансфертов (чуть больше 7 млрд рублей по каждому из направлений).

Для Нижегородской области, бюджет которой несколько меньше башкирского (около 296 млрд рублей), основной статьей снижения расходов стало субсидирование экономики. В первую очередь дорожной сферы. Содержание дорог в Нижегородской области недосчитается 10,7 млрд рублей (около половины реально запланированных средств). Эта сумма пойдет на образование. Как уже отмечалось, регион является лидером по ассигнованиям на обучение молодежи. .

Мнение

Алексей Вологдин, бизнес-консультант:

- Не ожидал такого огромного разброса показателей. С другой стороны, это подчеркивает то, что мы живем в федеративном государстве и регионы, их жители, их элиты действительно могут выбирать приоритеты, на которые и направляются средства казны. Исследование проектов региональных бюджетов 2024 года - это скорее приглашение к действительно глубокому изучению вопроса. Допустим строчка "Поддержка экономики". По ней средства могут идти, например, на организацию автобусных маршрутов в удаленные деревни. Это, безусловно, социальные расходы. Отсутствие ассигнований на СМИ в Пермском крае и Оренбуржье не значит, что правительства там вообще не тратят деньги на свое продвижение в масс-медиа. Просто такие расходы "зашиты" в других статьях бюджета.