Почему рост числа платных парковок в Ставрополе не уменьшил пробки

Ставрополь впервые вошел в рейтинг РФ по развитию парковочного пространства и занял 17-е место в числе 24 городов, где работают платные автомобильные стоянки. Казалось бы, есть чем гордиться, но эксперты считают, что столица края могла бы гораздо лучше использовать этот инструмент для регулирования трафика, а некоторые возможности были упущены еще несколько лет назад.
Из-за административных проволочек штрафы за неоплату муниципальных парковок в Ставрополе выписывают очень редко
Из-за административных проволочек штрафы за неоплату муниципальных парковок в Ставрополе выписывают очень редко / Владимир Аносов

Рейтинг платных парковок обнародовала компания "Дорнадзор". Оценивались их физическая и финансовая доступность в российских городах, простота оплаты, эффективность и удобство.

В исследовании говорится, что ситуацию проанализировали в 94 городах с населением более 200 тысяч человек. В 31 вообще отсутствуют данные о возможности оставить машину за деньги, в 39 - есть планы организации платных парковок, а в 24 они уже работают.

В Ставрополе до 2019 года работала компания-оператор, которая обслуживала платные парковки. Потом соглашение с предприятием расторгли. Случился серьезный регресс

Примечательно, что Ставрополь оказался в рейтинге впервые, хотя платные парковки существуют в городе почти 10 лет.

- В Ставрополе до 2019 года работала компания-оператор из Краснодара, которая обслуживала платные парковки. Их тогда было гораздо больше. Потом соглашение с предприятием расторгли, и количество мест резко сократилось. Случился серьезный регресс, - рассказывает урбанист, член комиссии по развитию транспорта в Ставрополе при краевом миндоре Андрей Черняков. - Теперь в Ставрополе платные парковки не оказывают существенного влияния на организацию дорожного движения в целом. Нескольких парковок в центре недостаточно для регулирования трафика. Если мы хотим, чтобы они влияли на ситуацию, необходимо кратно увеличить их количество.

Действительно, ставропольские водители со стажем помнят, что раньше на всех основных магистралях в центре Ставрополя стояли те самые знаки с монетками и электронные столбики для оплаты. Рассчитаться можно было с их помощью или же через смартфон: через приложения или по СМС. В какой-то момент практически все это исчезло. Платными остались всего несколько парковок в районе центральной площади Ленина. И сейчас часто можно наблюдать, как на парковке, оснащенной шлагбаумом, места остаются пустыми, а тут же, рядом, - там, где не надо вносить деньги, - горожане бросают свои авто как попало, в два ряда, создавая на улице затор. И бороться с этим явлением никто особо не торопится.

Еще хуже обстоят дела с единственной парковкой без шлагбаума, которая открылась в 2023 году у краевой больницы. Некачественное информирование о правилах и недисциплинированность водителей делают нововведение почти бесполезным. По данным администрации Ставрополя, за первые три месяца на этой парковке остановились 20,4 тысячи машин, но плату внесли лишь две тысячи пользователей. По всем фактам игнорирования правил комитет городского хозяйства направляет информацию в ГИБДД, но к первому ноября районная административная комиссия рассмотрела лишь 313 материалов, хотя поступивших дел гораздо больше.

Сергей Саматоев, который руководил ставропольским подразделением "Городских парковок" в 2015-2017 годах, говорит, что тогда оператор платных стоянок столкнулся с аналогичными проблемами. Там, где не было шлагбаумов, за услугу платили пять-десять процентов автомобилистов. Процент рос, только когда компания проводила разъяснительную работу: волонтеры разговаривали с горожанами прямо на улицах, рассказывали, как удобнее оплатить. Работа по сбору штрафов упиралась в законодательство и бюрократические сложности, и она не могла быть эффективной.

- Если в Москве ты не заплатил за парковку, то твою машину эвакуируют. А на Ставрополье все иначе. Первое время автомобилисты платили, потому что думали, что последуют серьезные санкции. Но были и те, кто оставлял машины на открытых парковках на свой страх и риск без оплаты, и в итоге штрафов не получали. Со временем это стало у них привычкой, а число таких горожан начало расти, - говорит Саматоев. - Технической возможности проработать это количество нарушений не было. Со стороны "Городских парковок" работа по контролю выполнялась, фиксировались тысячи нарушителей в неделю. Но штрафы выписывались административными комиссиями комитета городского хозяйства в ручном режиме, и на выходе число протоколов оказывалось значительно скромнее.

Эксперты предлагают изучить опыт ближайших соседей по региону. Например, в Краснодаре за неполный год муниципальная казна пополнилась 455 миллионами рублей благодаря платным парковкам. Примерно половина этой суммы - плата за использование муниципальных паркингов, а другая половина - штрафы за нарушение ПДД, когда люди не желали вносить деньги за парковку.

В ситуации со Ставрополем стоит отметить, что дело не только в пополнении казны. Специалисты, которые занимаются проблемами урбанизации, убеждены, что платные парковки могут решить проблему автомобильных заторов в городах. .

Мнение

Евгений Михайленко, декан факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики":

- Платные парковки в городе создают для того, чтобы, во-первых, снизить загруженность центра личным транспортом - стоимость парковки должна стимулировать жителей отказываться от посещения центра на своем авто. Во-вторых, платные парковки открываются в специально отведенных для этого местах, поэтому с их организацией город может избавиться от стихийных стоянок. В Москве в свое время после появления платных парковок исчезли уже упомянутые стихийные стоянки, улучшилась пешеходная доступность коммерческих заведений на первых этажах зданий и их обороты (по официальным данным, в 4,5 раза), вдвое сократилось время прибытия экстренных служб, потому что стихийные парковки - серьезное препятствие для остального транспорта. Пользоваться общественным транспортом стало комфортнее.