Авторынку Петербурга предстоит адаптация к новым условиям

Участники петербургского авторынка и эксперты подводят предварительные итоги продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2023 году. По сравнению с шоковым 2022 годом результаты неплохие, однако о возвращении к цифрам "досанкционных" лет говорить пока не приходится. Для этого необходимы восстановление массового автомобильного производства на территории России и рост доходов населения, а также доступность автокредитования.

Главной тенденцией года, определившей лицо российского авторынка, наблюдатели единодушно признают экспансию китайского автопрома. Еще пару лет назад находившиеся на обочине спроса, сегодня китайские автомобили стали ключевым, а по некоторым позициям и единственным поставщиком машин для российских частных и корпоративных покупателей. Продукция российского автопрома, попавшего под тотальные западные санкции, пока не может соперничать с "китайцами" ни по качеству, ни по количеству. Тем не менее у российских автозаводов, находящихся под присмотром государства, остаются потенциальные возможности не только сохранить, но и увеличить свою долю на рынке, полагают специалисты.

По данным статистики, в "докризисном" 2021 году в Петербурге было продано около 160 тысяч новых автомобилей. Достигнутый тогда уровень надолго останется ориентиром, к которому придется стремиться. "В нынешних реалиях даже в перспективе двух-трех лет этот объем недостижим, - отмечает автомобильный эксперт Денис Гаврилов. - Несмотря на то что в России увеличивается число китайских автомобильных брендов, в ближайшее время это не сильно скажется на росте продаж. Возрастает конкуренция, некоторые марки ее точно не выдержат и уйдут с рынка или сократят свое присутствие".

Конкуренция брендов всегда выгодна для потребителей, и в этом процессе изменившийся авторынок России может обрести принципиально иное качество. Как пояснил Гаврилов, за упомянутые два-три года у нынешних владельцев новых китайских автомобилей как раз сложится целостное мнение об опыте их эксплуатации, ведь зачастую сегодня их покупают как кота в мешке. И тогда следующая покупка будет уже более осмысленной, естественным путем выведет в лидеры лучших производителей. Кроме того, восстановлению и росту продаж должно помочь увеличение числа локализованных в России моделей и брендов. "Возможно, местное производство будет способствовать некоторому снижению цен на автомобили, хотя пока в это верится с трудом", - поделился Денис Гаврилов.

В свою очередь, Александр Шапринский, директор по развитию сети дилерских центров "Прагматика", полагает, что рост продаж автомобилей на рынке Петербурга и России в перспективе 2024-2025 годов возможен лишь при совокупности нескольких условий: наличие автомобилей у производителей, господдержка, локализация производства автокомпонентов, позволяющая снизить стоимость машин, а также загрузка имеющихся производственных мощностей для выпуска автомобилей. "Все это даст импульс для роста продаж и восстановления рынка", - говорит Шапринский.

В ответе на вопрос о последствиях экспансии автомобилей из КНР и других принципиальных изменениях на отечественном авторынке, наблюдатели говорят о неизбежности определенного отката "китайской волны". Уж слишком она была высока. Этим могут и должны воспользоваться российские конкуренты.

"Китайская экспансия" произошла слишком быстро. За последние полтора года на рынок вышло несколько десятков брендов, ранее неизвестных местному потребителю. Дилеры, со своей стороны, после ухода большинства марок выбрали основной стратегией максимальное заполнение освободившихся площадей. И, как мне кажется, они сами не до конца понимали, какие бренды из Китая теперь они представляют и какая у тех стратегия. Поэтому логичным в ближайшие один-два года будет уменьшение присутствия некоторых китайских марок на российском рынке", - полагает Денис Гаврилов.

Как отмечает Александр Шапринский, в 2023 году в России было сертифицировано более 70 моделей китайских брендов, но лидером рынка все равно остается бренд LADA, занимая более 30 процентов от общего объема продаж, а ряд автомобилей российской марки пользуется повышенным спросом. Так, например, LADA Vesta всего через полгода после возвращения на российский рынок заняла более четверти от общего объема продаж автомобилей LADA в Петербурге. В следующем году эта доля, как ожидают дилеры, превысит 30 процентов. "Это в очередной раз доказывает, что LADA - самый стабильный отечественный бренд, позволяющий относительно безболезненно пройти через кризисные изменения на рынке", - комментирует Шапринский.

Однако ошибочно будет полагать, что продукция отечественного автопрома уже сегодня может на равных конкурировать с китайскими машинами. В особенности это относится к авторынку Петербурга, который и в минувшие годы отличался весьма прохладным отношением к "ладам" и "уазам", предпочитая иномарки, пусть и собранные в России.

"Петербургский потребитель по своим запросам отличается от жителей других регионов", - подчеркивает Денис Гаврилов. При выборе автомобиля для петербуржцев особенно важны технические характеристики и комфорт внутри машины. Российский автопром должен расширять выбор вариантов двигателей различных мощностей, коробок передач, увеличивать уровень комфорта в салонах автомобилей, предлагать технологии, упрощающие управление машиной, поясняет эксперт.

По мнению же Александра Шапринского, залог успешной конкуренции для российских производителей находится в эффективной коллаборации отечественной и китайской инженерии на освободившихся производственных мощностях. Напомним, что результатом именно такого взаимодействия уже стали автомобили "Москвич", выпускаемые на бывших мощностях завода Renault в столице и пользующиеся спросом и у частных лиц, и у таксопарков. А вот с выпуском кроссовера с китайскими корнями LADA X-Cross 5 на бывшем заводе Nissan в Петербурге ситуация остается печальной - в продажу эта разрекламированная еще на ПМЭФ-2023 модель до сих пор не поступила.