Как рассказывает директор букинистического магазина "Искатель" Елена Лохвицкая, период расцвета букинистики пришелся на 70-е годы, когда по всей стране происходило укрупнение. Тогда оформились ленинградские объединения "Букинист" и "Открытка". У магазинов была объединенная бухгалтерия, что тоже говорило о централизации.
- С наступлением 90-х началась коммерциализация торговли: если букинистический магазин не смог уйти на самостоятельность, его продавали через аукционы или конкурс. В случае аукциона специализация торговой точки могла поменяться на продажу одежды, продовольствия и прочих товаров. В случае конкурса определялось, какой процент площади должен отводиться книгам, а какой - другой ассортиментной группе. Однако процесс никем не контролировался, и из 100 магазинов "Ленкниги" сохранилось не больше 20, - объясняет эксперт.
Позже стала возникать современная система букинистической торговли: магазины-кафе, магазины-читальни, которые стали местом притяжения для времяпрепровождения. По словам совладельца букинистического магазина "Раскольниковъ" Елены Бойцовой, традиционно самыми востребованными у массового покупателя остаются категории русской и зарубежной классики, альбомы по искусству и детские книги. Родители предпочитают, чтобы дети читали бумажные книги.
Как отмечает Елена Лохвицкая, в букинистическом магазине покупатель может найти то, что уже никто не издаст массово. Если книгу и будут переиздавать, то либо с новыми иллюстрациями (на авторских выплатах великим советским художникам-иллюстраторам современные издательства предпочитают экономить), либо в более дешевом переплете. Второе, за чем приходят покупатели, - библиографические редкости, которые представляли ценность и раньше, и представляют сейчас.
Директор магазина "Библиофил" Станислав Савченко отмечает, что востребованы также фантастика и традиционно - эзотерика.
- Детективы стали менее популярны. Мы давно не берем Маринину, Донцову и других авторов. Книги, которые нам оставляют, лежат бесплатно, их стало невозможно продать по любой цене, - добавляет эксперт.
Тем не менее букинистические магазины не могут стать полной альтернативой обычным.
- У нас разная аудитория, гораздо меньше маркетинговых инструментов для продвижения и специфический товар - книга, которая уже имела владельца. Ее надо пощупать и посмотреть, чтобы решить, стоит ли покупать. Поэтому было так сложно в пандемию, - объясняет Елена Бойцова.
Также во многих букинистических магазинах почти нет новинок. Пока человек купит книгу, прочитает, даст знакомым и позже решит, что она ему не нужна, произведение уже перестанет считаться новым.Однако Елена Лохвицкая замечает, что покупатель целенаправленно идет к букинистам и за новой книгой.
- Мы берем 50 процентов от цены в магазинах у поставщика. Сегодня мы напрямую не работаем ни с одним издательством, - объясняет она.
Рост посещаемости за последний год отметили хозяева букинистических магазинов "Ковчег", "Книжная ветка", "Мир искусства" и "Библиофил".
- Мы много лет не повышали цены, но в 2023 году были вынуждены их поднять. Трафик увеличился приблизительно на 25 процентов, а изменения в среднем чеке произошли за счет повышения цены на книгу. Раньше средняя стоимость была в районе 80 рублей, а сейчас - 120-130 рублей. - говорит Елена Бойцова.
Станислав Савченко уточняет, что в магазине есть минимальные затраты на продажу книги, а значит и стартовая цена книги, рентабельная для ее продажи. Продавать невыгодно даже книгу за 100 рублей. Себестоимость состоит из суммы выкупа экземпляра, оплачиваемого рабочего времени, которое включает фотографирование товара и его описание в интернете, ведение переписки с покупателем, упаковку и отправку по почте. По подсчетам бухгалтеров, магазину это обходится более чем в 300 рублей.
Представитель "Библиофила" добавляет, что многие букинисты, осознавая, что по-другому продавать невыгодно, стали заниматься заказами и отправлять книги только на сумму от 500 рублей. Специалист отмечает: главное, что подкашивает магазины, - это почтовые тарифы, которые стали совершенно несоразмерными.
- Тарифы по несколько раз в год повышают на 20 процентов. Мы вынуждены держать цены стабильно, потому что иначе у нас перестанут покупать. Распространять книги стало очень тяжело - это беда для культуры. Пересылка 100-рублевой книги в зависимости от веса может стоить 200-500 рублей. А, предположим, книга нужная - для ребенка или для научной работы. И каким образом ее переслать из Петербурга, скажем, во Владивосток? - сетует эксперт.
В ряде стран пересылка книг дотируется государством. Станислав Савченко уверен, что подобная система была бы благом для культуры, науки и образования, поскольку развлекательная литература отправляется редко.
Добавляются и проблемы аренды, налогообложения и отсутствия льгот. До 2000-х годов предоставлялись льготы предприятиям книжной торговли по всей стране. Как объясняет директор Высшей школы печати и медиатехнологий СПбГУПТД Наталья Лезунова, ставка арендной платы составляла 0,1. Также НДС вместо обычных 20 процентов составлял для букинистов 10 процентов.
Елена Лохвицкая отмечает, что сейчас в Петербурге букинистических магазинов больше 20. Магазины закрываются, открываются, переезжают. Как заметила Наталья Лезунова, полгода назад на Социалистической улице в Центральном районе открылось два полуподвальных помещения - сейчас они уже закрыты.
Станислав Савченко добавляет, что в провинции ситуация еще хуже - букинистические магазины там и вовсе исчезают.
- В том же Барнауле, Омске, больших городах просто нет ни одного букинистического магазина. Все книги в лучшем случае выбрасываются либо в макулатуру, либо на помойку. В маленьких городах ситуация еще трагичнее. - говорит он.
Елена Лохвицкая уверяет: букинистические магазины должны менять свою экономическую модель, чтобы остаться конкурентными.
Продавцу необходимо изучать конъюнктуру рынка, чтобы формировать приемлемые в конкретных ситуациях цены. Во-первых, букинист должен общаться с покупателем и отмечать, о каких книгах спрашивают чаще, и исходя из этого увеличивать ассортиментную группу. Как отмечает эксперт, для изучения цен на книги удобно использовать букинистический сайт Alib.ru, Ozon, интернет-магазины "Лабиринт" и Московский дом книги. Так, продавец может поставить приемлемую стоимость, не завышая и не занижая ее.