Это ведет к серьезному нарушению логистики глобальной торговли и быстрому росту цен на идущие транзитом через Суэцкий канал товары, включая нефть и СПГ. Начало операции "Страж процветания" в минувший вторник анонсировал шеф Пентагона Ллойд Остин в ходе посещения бахрейнской столицы Манамы, где базируется 5-й флот США. "Недавняя эскалация безрассудных нападений со стороны хуситов из Йемена угрожает свободной торговле, подвергает опасности моряков и нарушает международное право", - заявил глава американского минобороны.
По его словам, операция будет направлена на "совместное реагирование на вызовы в сфере безопасности в южной части Красного моря и в Аденском заливе с целью обеспечения свободы навигации для всех стран". Заявлено, что помимо США стражниками собственного процветания станут Франция, Великобритания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Бахрейн и Сейшельские Острова. По данным издания Al-Monitor, как минимум несколько стран выделят боевые корабли для патрулирования опасных вод в рамках формируемой международной "оперативной группы 153". В частности, в Красном море уже находится французский фрегат "Лангедок" и британский эсминец "Даймонд".
При этом США, подтянувшие к операции своих союзников с очевидной целью легитимизировать ее в глазах международной общественности, могут не ограничиться исключительно оборонительными функциями и конвоированием контейнеровозов и танкеров к стратегическому Суэцкому каналу, через который идет около 12 процентов от всей мировой торговли. В регионе сосредотачиваются крупные военно-морские силы США, включая ударную группу во главе с атомным авианосцем "Дуайт Эйзенхауэр". По данным информагентства "Блумберг", США ведут непрямые дипломатические переговоры с руководством хуситов через Оман, но при этом Пентагон рассматривает варианты уничтожения представляющих опасность целей на территории Йемена. Очевидно, речь идет о командных пунктах, аэродромах, складах боеприпасов, позиционных районах для запуска ракет и беспилотников. Если Вашингтон пойдет на очередную военную авантюру, то прямое столкновение американцев с хуситами и стоящим за их спиной Ираном приведет к еще большей дестабилизации всего Ближнего Востока с трудно прогнозируемыми последствиями.
В этой связи неудивительно, что в сколоченном на скорую руку Вашингтоном "альянсе стражников" не оказалось важных региональных игроков - Королевство Саудовская Аравия (КСА) и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) от участия в разворачиваемой в южной части Красного моря операции уклонились. Ни в Эр-Рияде, ни в Абу-Даби не хотят нести имиджевые издержки в арабском мире, выступая под эгидой американцев против поддерживающих Газу хуситов. К тому же саудиты и эмиратцы в буквальном смысле "наелись" пятилетней войной с контролирующими Сану повстанцами из "Ансар Аллах" (запрещена в РФ). В 2020 году противостояние завершилось хрупким перемирием. Причем интервенция в Йемен арабской военной коалиции под началом КСА и ОАЭ оказалась для последних чрезвычайно болезненной. Обутые в тапки отряды хуситов успешно жгли современную западную военную технику, сбивали из кустарной ПВО дорогостоящие боевые самолеты и вертолеты, а также наносили ответные удары ракетами и беспилотниками. Так, в 2019 году массированная атака дронов серьезно нарушила работу нефтепроизводящих предприятий саудовского королевства.
С конца минувшего ноября хуситы осуществили захваты с воздуха и моря, а также атаковали беспилотниками и ракетами у берегов Аденского залива уже более дюжины коммерческих судов. Их йеменские повстанцы считают законными целями, поскольку считают, что "корабли принадлежат связанным с Израилем компаниям". Это привело к тому, что судоходство в Красном море практически полностью остановилось: нефтяные танкеры стоят на якорях или следуют в безопасные воды, а контейнеровозы идут в обход Африки, что увеличивает маршрут минимум на 10 дней. Ведущие игроки индустрии морских перевозок - датская Maersk, швейцарская MSC, французская CMA CGM, норвежская Equinor, бельгийская Euronav, тайваньская Evergreen - уже полностью приостановили транзит грузов через Красное море. Продолжает использовать этот маршрут только китайская COSCO. На этом фоне резко подскочили цены на страхование судов, стоимость перевозки контейнеров с товарами, а также фрахт нефтетанкеров и газовозов. Точный размер убытков индустрии морских перевозок неизвестен, но речь идет о миллиардах долларов.
Хуситы тем временем продолжают повышать ставки. По данным Пентагона, только в субботу патрулирующий в регионе эсминец США "Карни" сбил сразу 14 БПЛА, а эсминец "Мэйсон" уничтожил летящий в его сторону дрон. Кроме того, американскими военными впервые зафиксировано применение хуситами баллистических ракет для ударов по торговым судам. Как сообщило центральное командование США 15 декабря, одна такая ракета угодила в контейнеровоз Palatium III, который двигался через Баб-эль-Мандебский пролив.
Военные эксперты считают произошедшее первым успешным случаем применения баллистической ракеты по движущемуся кораблю. О наличии столь продвинутых технологий у поддерживаемого Ираном шиитского движения "Ансар Аллах" ранее известно не было. И речь может идти об успешном тестировании Тегераном, располагающим подобным оружием, способности своих прокси поражать американские авианосные группы в боевых условиях. Если это действительно так, то возможная военная акция США против хуситов под прикрытием начатой Вашингтоном операции по обеспечению свободы навигации в Красном море рискует пойти не по плану.