"Двойники" российских компаний сокращают их расходы
Цифровые двойники представляют собой копии любых объектов или процессов, которые точно воспроизводят действия и форму оригинала и синхронизируются с ним. Их также называют "цифровыми советчиками".
"В основе цифрового советчика лежит нейро-сетевая или физико-математическая модель, построенная на данных, получаемых непосредственно с производства. В режиме реального времени программное обеспечение обрабатывает получаемые данные и выдает рекомендации оператору", - объяснил гендиректор "Сайберфизикс" Сергей Николаев.
Такие системы моделируют то, что будет с объектом в определенных сценариях, при этом не меняя того, что происходит с ним в реальной жизни.
"Это очень круто, потому что мы получаем возможность экспериментировать, а цена ошибки в этом случае не такая уж и высокая, поэтому цифровые двойники хороши", - отметил телеком-аналитик Эльдар Муртазин.
Технологию часто используют компании, связанные, к примеру, с IT-сферой, ретейлом, логистикой, образованием и медициной. С помощью нее оптимизируется эффективность бизнеса за счет сокращения расходов и экономии времени: в частности, она позволяет провести тестовый запуск процесса, избежать нанесения вреда людям или окружающей среде, вовремя обнаружить ошибку, построить долгосрочное планирование и повысить прибыльность дела.
"Главное тут - правильный сбор информации и обработка для того, чтобы данные о компании были не приукрашены, а отражали реальное положение дел. Это отдельная история - создать такое DataLake. И тогда цифровой двойник будет более-менее жизнеспособным", - добавил эксперт.
Российские компании тоже активно прибегают к цифровым двойникам. Например, МТС создал виртуальную динамическую модель своей компании, которая будет анализировать и контролировать ландшафт экосистемы, а также прогнозировать ее развитие с помощью AI/ML моделей. Одна из задач продукта - автоматическое объединение информации о состоянии IT-инфраструктуры и опыте клиентов: к примеру, станет известно, как люди пользуются сервисами, и нет ли задержек в рабочих процессах.
"Цифровой двойник помогает не только получать всю актуальную информацию об отдельных продуктах, но и отслеживать взаимосвязи между ними и тем самым, глобально оценивать состояние всей компании", - объяснил первый вице-президент по технологиям компании Павел Воронин.
Как итог, вдвое сократится время на описание продуктов и их проектирование, снизится количество сбоев за счет своевременного прогнозирования рисков и обеспечится предотвращение нецелевых подходов.
Однако это не единственный пример обращения к цифровым двойникам. Например, Tele2 еще в 2019 году приступил к созданию цифрового двойника своего бизнеса, который уже в ближайшей перспективе должен стать сильным инструментом управления бизнесом, а "Лукойл" планирует довести количество "копий" своих активов до 125.