Механизмы пробуждения

В Кирове завершился основной этап фестиваля "Механика памяти". В текущем году помимо драматургии программа была расширена за счет других направлений.
Музыкальный фестиваль органично вписался в общий замысел "Механики памяти"
Музыкальный фестиваль органично вписался в общий замысел "Механики памяти" / Светлана Клепикова / Механика памяти

Проходивший в 2022 году фестиваль задумывался его организаторами в первую очередь как своеобразное соревнование для драматургов, которое должно было побудить их к созданию пьес, отражающих отдельные аспекты из прошлого города Кирова. Однако в текущем году организаторы перешагнули за эти рамки. Благодаря муниципальному гранту по программе "Город добрых соседей" в начале осени возникла возможность отдельно представить несколько театральных эскизов по произведениям, посвященным жившим и работавшим на Вятке русским ученым.

В декабре за счет финансирования федерального Фонда культурных инициатив состоялся основной этап фестивальной программы. Он, помимо ставшей традиционной драматургической составляющей, включил в себя семинар для поэтов и серию концертов, в ходе которых студенты Московской консерватории и музыканты из Кирова исполнили произведения вятских композиторов (к ним можно отнести и П. И. Чайковского, который родился на территории Вятской губернии).

Можно сказать, что организаторы фестиваля постепенно переходят от узкой цели создания драматургической библиотеки к более широкой задаче - пробуждению на Вятке культурной жизни.

- Мы всегда оглядываемся на столицу, не замечая то, что есть у нас, пытаемся быть третьими, пятыми. Лучше быть первыми здесь, а не стоять в очереди за столичными ценностями. Хотя и их отрицать нельзя. В этом году вятские драматурги обиделись на то, что в финал попали одни москвичи. Это говорит о наличии интереса среди местных авторов, что уже хорошо. Это должно их стимулировать. Плюс началось движение среди поэтов, музыкантов. А это одна среда, - поделился своим видением процессов один из организаторов фестиваля театральный режиссер Евгений Ланцов.

Организаторы отмечают, что в текущем году на конкурс представили свои пьесы многие опытные драматурги, известные в профессиональной среде. Например, московская писательница Елена Исаева создала пьесу "Ассоль. Гиперссылка, или Культ неудачника" специально для "Механики памяти", чтобы осветить отдельные моменты из жизни вятского уроженца Александра Грина.

Первый этап драматургического конкурса "Механики памяти" прошел в начале осени Фото: Архив фестиваля "Механика памяти"

Автор пьесы попыталась провести параллели между жизнью и образами Грина и современной действительностью, вплетая эпизоды из биографии писателя-романтика в историю из нашего времени. Поставленный на ее основе студентами ГИТИСа эскиз спектакля вызвал бурную дискуссию среди как профессионалов, так и обычных зрителей. Кто-то посчитал такое объединение интересных сюжетных линий несколько искусственным, других оттолкнуло депрессивное окончание. Екатеринбургский режиссер Николай Коляда раскритиковал саму постановку, сочтя ее скучной. В то время как московский театральный критик Капитолина Кокшенева категорически не согласилась с подобной оценкой. Она положительно отозвалась о динамике представления и отметила наличие баланса между разными сюжетными линиями. В любом случае наличие подобных дискуссий подчеркивает живой интерес к театральному действию, происходившему на импровизированной сцене в одной из городских библиотек.

Это только маленький кусочек большого культурного проекта, организаторы которого среди прочих ставили перед собой задачу расшевелить культурную жизнь города и региона. Сейчас они только приступают к анализу подведению итогов. Несомненно лишь то, что "Механика памяти" уже стала важным элементом и стимулом для создания новых творческих продуктов. Тем более это актуально для города, который в 2024 году отметит свое 650-летие.