"Саранск - город ненайденных кладов"

"РГ" узнала о самых ценных раритетах из коллекции Мордовского краеведческого музея
Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. Воронина отметил свое 105-летие. О прошлом и настоящем главного хранилища реликвий родного края "РГ" рассказал директор музея - ученый, писатель и краевед Дмитрий Фролов.
Дмитрий Фролов: Уникальный двуглавый орел XVII века - талисман музея.
Дмитрий Фролов: Уникальный двуглавый орел XVII века - талисман музея. / Николай Гагарин

Дмитрий Викторович, для многих жителей Саранска краеведческий - это первый музей, который они посетили еще в детстве. Думаю, что и вы - не исключение...

Дмитрий Фролов: Да. Это было в первом классе. Тогда музей размещался в историческом здании Трехсвятской церкви. Конечно, детям самые яркие эмоции дарит отдел природы. Помню свои первые впечатления: чучела зверей казались живыми, деревья - большими, уголки экспозиций, посвященные различным историческим эпохам, - окнами в прошлое... Впоследствии я был тут частым гостем. А уже аспирантом пришел - и остался здесь работать.

В музеях с историей всегда существуют свои легенды и символы. Есть что-то подобное у вас? Какой из экспонатов самый старый и самый ценный?

Дмитрий Фролов: Самый старый предмет в нашей коллекции - орудие из ребра мамонта, которое относится к каменному веку. Считается, что оно было принесено в наш край ледниками много тысячелетий назад.

Одна из ценнейших реликвий экспозиции - безусловно, медный двуглавый орел допетровской эпохи, некогда украшавший главную башню саранской крепости. Во всей России такой остался один. Его история уникальна и примечательна, а сохранился он благодаря легенде. Предание гласило, что, когда Иван Грозный шел походом на Казань, на месте Саранска будто бы находился старинный скит - небольшой монастырь. И царь якобы подарил монахам державного орла, вмонтированного в основание креста. Затем этот орел был установлен на колокольне Спасского собора, который стоял на месте нынешнего памятника Ленину. В 1932 году, когда собор разрушили, легендарного орла с крестом не уничтожили, а отдали в краеведческий музей. Однако на самом деле происхождение этого экспоната было несколько иным: когда в 1653 году царский стольник Федор Леонтьев перенес управление центром засечной черты на рубежах страны из Атемара в Саранск, на главную башню городской крепости - Спасскую (она находилась между крыльцом нынешнего здания горадминистрации и Фонтанным спуском) - был вознесен символ государства Российского. Наш орел - как раз в том виде, в каком он появился на гербе при царе Алексее Михайловиче: в лапах - скипетр и держава, а крылья распростерты. В то время как в эпоху Ивана Грозного он выглядел иначе: без трех корон, скипетра и державы, а крылья были опущены вниз.

Когда саранский кремль, простояв 140 лет, окончательно обветшал, при Екатерине II была достроена каменная колокольня Спасского собора в стиле классицизма. После того как в 1782 году кремль окончательно разобрали, орла сняли со Спасской башни, вмонтировали в основание креста и уже в таком виде перенесли на главную колокольню, где он и пребывал до 1932 года. Практически 300 лет этот орел царил в небе над Саранском. И сегодня он талисман нашего музея и огромная ценность федерального значения.

А что можно выделить из экспонатов более позднего времени?

Дмитрий Фролов: Другая ценная реликвия - хоругвь 1764-1765 годов, с которой саранское ополчение в годы войны с Наполеоном дошло до Парижа. Она хранилась в Иоанно-Богословской церкви усадьбы Полянских села Макаровка, после революции попала к нам в музей. Однако экспонат долго не могли отреставрировать, поскольку даже в Центре Грабаря отсутствовала отработанная методика укрепления и реставрации двусторонней масляной живописи. И лишь в начале 2000-х хоругвь была восстановлена и выставлена на всеобщее обозрение. Для нее у нас подготовлены специальные условия. Мы каждую ночь укладываем ее "спать" то одной стороной, то другой, чтобы основа не провисала и масляная живопись не портилась.

Хоругвь, с которой саранское ополчение в годы войны с Наполеоном дошло до Парижа, хранится в специальных условиях. Фото: Николай Гагарин

Еще одно священное знамя поступило сюда в 2021 году. Это подлинное знамя Рославльской краснознаменной стрелковой дивизии, которая была сформирована в Саранске в 1941-м и получила боевое крещение в битве за Москву. С ним бойцы участвовали и в параде Победы в 1945-м. Реликвия долгое время хранилась в столичных музеях, а теперь передана нам.

Недавно музей запустил цикл пеших экскурсий, в которых туристов сопровождает гид в костюме стрельца XVII века. Это дань вашему давнему увлечению исторической реконструкцией?

Дмитрий Фролов: Да, это была моя идея. Историческая реконструкция - своеобразный мостик из прошлого в настоящее. Всегда приглашаю коллег из клуба "Владычный полк" на крупные мероприятия - "Ночь искусств", "Ночь музеев" - и они представляют сцены из жизни саранских горожан XVII века: воевод, стрельцов, пушкарей, дворян, детей боярских, казаков. Эта эпоха - точка отсчета истории нашего города.

Мы разработали турмаршрут "Прогулка со стрельцом по слободам старого Саранска". Научный сотрудник музея в образе стрельца начинает путь от Троицкой церкви. Построенная в 1690 году в дереве, а потом, в 1771-м - в камне, она была крайней в Казачьей слободе. Затем - Пушкарская слобода, Стрелецкая нагорная слобода, оттуда группа направляется к месту Саранской крепости, потом вниз по главной дороге, которая когда-то вела к крепости, - это нынешний Фонтанный спуск. Останавливаются у памятника основателям города, идут в Переведенную слободу, узнают о Посадской и Трехсвятской... Туристам рассказывают много интересных историй XVII-XVIII веков, связанных с Пугачевым и кладами, зарытыми в ту эпоху и не найденными по сей день.

Такие истории всегда будоражат умы!

Дмитрий Фролов: Вообще Саранск - город ненайденных кладов. Последний клад здесь обнаружили десять лет назад. Неподалеку от здания нашего музея на территории Посадской слободы в ходе строительства откопали кубышку, а в ней - 500 серебряных монет эпохи царя Алексея Михайловича. Зарыто все это богатство было в сентябре 1670 года, когда к городу подступало войско Степана Разина. Рядом - две глиняные муравленные свистульки XVII века. Одна - в виде коня, вторая - птички. Обе хорошо сохранились: в них можно посвистеть и услышать звуки, которые слышали дети три с половиной века назад. Там же нашли перстень-печатку. Скорее всего, это был двор кого-то из приказных - тех, кто умел писать и запечатывать свои письма. И три керамические трубки московской работы - это новшество, которое позаимствовали наши стрельцы, казаки и дворяне в ходе русско-польской войны 1654-1667 годов за левобережье Днепра. Хотя в те времена по царскому уложению курение жестоко каралось: если кто-то курил, то делал это тайно. Очевидно, хозяин клада погиб во времена разинского мятежа. Но ведь и в XVIII веке, когда в город пришел Пугачев сотоварищи, было зарыто множество кладов. Некоторые из них хранятся у нас, показываем их гостям музея. Думаю, что по мере застройки территории старого Саранска такие истории еще будут повторяться.

Вопрос ребром

Сейчас музей находится в новом здании, а старое помещение вместе со старейшим гражданским строением Саранска - Пугачевской палаткой - передано церкви. Не тревожит ли вас дальнейшая судьба исторического наследия?

Дмитрий Фролов: То, что музей находился в здании Трехсвятской церкви, я узнал еще в детстве от родителей. И, конечно, будучи человеком верующим, относился к этому отрицательно: храм должен оставаться храмом. Скажу честно: мне не нравилось работать там. В небольшом помещении не хватало площадей для размещения экспозиций и фондов. И я очень рад, что в 2022 году лично передал ключи настоятелю. С пятого января текущего года там уже совершаются богослужения. Храм возвращается к церковной жизни, а музей обрел новое прекрасное здание, где мы живем. И это правильно.

Тревоги за дальнейшую судьбу исторического комплекса нет. Напомню, что здание Трехсвятской церкви дважды было признано памятником архитектуры федерального значения. И все изменения, которые там будут происходить, четко регулируются законодательством. Сегодня есть много организаций, которые занимаются реставрацией и имеют допуск к работам с такими объектами. Другое дело, что все это требует времени и денег, потому что даже проектно-сметная документация стоит очень дорого. Поэтому перед настоятелем Трехсвятской церкви стоит сложная задача, но я думаю, что он с ней справится.

Справка "РГ"

Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. Воронина - старейший и богатейший музей региона. Постановление о его создании было принято 29 ноября 1918 года на заседании Саранского уездного отдела народного образования. Сегодня в фондах музея хранится почти 300 000 экспонатов.

Музей имеет девять филиалов: в Ардатове, Дубенках, Инсаре, Ковылкино, Рузаевке, Темникове, Торбеево и Чамзинке. Ежегодно здесь проводится более 2500 экскурсий, 200-250 лекций, до 200 выставок.

В фондах Мордовского республиканского краеведческого музея им. Воронина хранится более 300 000 экспонатов. Фото: Николай Гагарин