Мы стоим на Боровой улице перед закрытыми воротами. Справа от них, за забором, - дом номер 4. А прямо и чуть дальше него - дом 6, в котором живет Марина с мужем и 15-летней внучкой. Попасть к ним с улицы можно только по дороге, что за воротами. Участок, по которому она проходит, принадлежит жителям соседнего дома. Долгое время никаких проблем с передвижением у Хрусталевых не было. Но два года назад соседи запретили им выезжать на машине со своего участка по их территории. Позволили только ходить через калитку.
Сейчас семья опасается, что в итоге и "пеший" путь перекроют, поскольку события развиваются по немирному сценарию. В октябре кто-то демонтировал опору воздушной линии электропередачи, стоявшую возле спорного проезда. Она снабжала электричеством дом Хрусталевых. Столб просто вырыли и куда-то увезли, а провода бросили на их участок. Кто это сделал - выясняет полиция.
Флорист Марина Хрусталева живет на Боровой, 6, всю жизнь - с 1965 года. Когда она родилась, Мурино еще было деревней, потом превратилось в поселок, и в их семье шутили: глядишь, еще городом станем! Так и вышло. Но в районе Боровой улицы и Шоссе в Лаврики до сих пор сохранился большой участок с частными домами. Всего в нескольких минутах ходьбы от станции метро и высоток - почти деревенская тишина.
- Наши с соседями дома построены еще в конце XIX века, - рассказывает Марина. - Раньше в них жили два родственника, но один из них уехал за границу. Теперь в его бывшем доме проживают пятеро собственников. Сколько себя помню, мы всегда мимо него свободно проходили и проезжали. В 2009 году соседи приватизировали участок. Но даже после этого проблем не было - до 2021-го. А потом началось...
Из-за чего и по чьей вине разгорелся конфликт, понять сложно. По словам Марины, сын одного из собственников соседнего участка - молодой человек по имени Григорий - однажды просто сказал, что они закрывают проезд и повесил на ворота замок. После этого Хрусталевым пришлось оставлять автомобиль на улице. Отметим, что у самих соседей пять машин, на которых они продолжают ездить по "своей" дороге. Но для жильцов дома 6 остался только проход. При этом, как утверждает Марина, они периодически слышат: "По нашей земле ходите и не здороваетесь, скоро на вертолете будете летать".
С Григорием мы тоже пообщались - он был дома и даже разрешил зайти на свой участок. По его словам, Хрусталевы не закрывали за собой ворота и на территорию проникали посторонние, однажды произошла кража. Кроме того, он предлагал соседям из дома 6 вместе установить откатные ворота за 300 тысяч рублей, поделив расходы пополам. Но те сочли такое разделение несправедливым - ведь у соседнего дома пять машин, а у них только одна - и отказались от "модернизации" въезда.
- Не волнуйтесь, Хрусталевы без дороги не останутся, - заявил Григорий. - Только ходить и ездить они будут не возле нашего дома, а по другой территории - к Шоссе в Лаврики.
Когда-то действительно существовало еще два прохода - но не проезда! - от участка Хрусталевых на "большую землю". Однако фактически их давно нет: на одном из этих путей стоит баня, на другом - жилой дом.
- Нас как будто замуровали, мы же окружены другими участками, как Ватикан. Теперь не можем завезти даже уголь. Дом у нас блочно-деревянный, его надо регулярно ремонтировать, нужны песок, цемент - все это нам уже два года недоступно. А случись что - как скорая и пожарная подъедут? Соседи говорят: звоните нам, для экстренных служб мы ворота откроем. Но хорошо, если они возьмут трубку, а если нет? Не раз предлагала им решить вопрос миром, - безрезультатно, - сетует Марина.
Обращения в прокуратуру и местную администрацию ни к чему не привели. И Хрусталева подала иск во Всеволожский городской суд. В марте этого года он установил в ее пользу бессрочный частный сервитут на платной основе для проезда и прохода по участку 4.
Как указано в решении суда, пункт 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ гласит, что собственник недвижимого имущества вправе требовать от владельца соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования им - это и есть сервитут. Он устанавливается для обеспечения прохода и проезда, а также других нужд.
Примечательно, что ранее сервитут уже был установлен на участке, по которому ходили и ездили Хрусталевы.
- Собственникам жилых помещений в соседнем доме было известно, что на момент оформления участка в общую долевую собственность на нем действовало такое обременение, как зона обеспечения проезда площадью 99 квадратных метров, - поясняет адвокат Ленинградской областной палаты Назия Каламова. - Это подтверждается материалами суда и выпиской из ЕГРН. Однако сын одного из собственников от их имени погасил соответствующую запись в Росреестре. Это стало возможным из-за пробела в законодательстве: в документах не было указано, в пользу кого установлено ограничение.
В ходе рассмотрения иска суд назначил землеустроительную экспертизу. Она подтвердила, что дом 6 по Боровой со всех сторон окружен другими земельными участками и свободный доступ к нему отсутствует. Использование участка и расположенных на нем строений без установления сервитута невозможно, пришел к выводу эксперт. Он предложил три варианта для прохода и проезда, в том числе исторически сложившийся - возле дома 4. Суд выбрал именно его, поскольку этот путь не требует никаких дополнительных работ, а на других надо сносить постройки и вырубать деревья.
Однако жильцы дома 4 с таким решением не согласились и обжаловали его в областном суде.
Апелляционная инстанция сделает свой вывод 28 декабря.
С опорой воздушной линии электропередачи, питавшей дом Хрусталевых, получился настоящий детектив. Столб исчез, кто его убрал - неизвестно. По идее, с подобными объектами могут работать только специалисты. Но в пресс-службе ПАО "Россети Ленэнерго" корреспонденту "РГ" сообщили, что заявка на демонтаж опоры ВЛ 0,4 кВ по указанному адресу к ним не поступала и их сотрудники его не производили.
"По факту самовольного демонтажа указанной опоры подано заявление в полицию", - заявили в организации.
Когда столб исчез, Хрусталевы остались без электричества, тепла и воды. Специалисты "Россети Ленэнерго" на несколько дней установили им резервный источник питания. Затем дом подключили к опоре на другом участке.
По словам Григория, раньше исчезнувший столб снабжал электричеством и их дом, но его жильцы подали заявку на подключение к другой, более мощной опоре ЛЭП. "А столб остался стоять на нашем участке незаконно", - сказал Григорий. Однако на вопрос: "Кто его убрал?" - он ответил, что не знает.