В Петербурге Филармония для детей и молодежи представит мюзикл по "Щелкунчику"

Премьерный показ мюзикла Александра Журбина "Щелкунчик и Мышиный Король" пройдет 25 декабря во Дворце искусств Ленинградской области. Директор и главный дирижер Государственной филармонии для детей и молодежи (ФДМ) Михаил Голиков рассказал об особенностях постановки, как шла подготовка к спектаклю, и поделился планами филармонии на юбилейный, 35-й сезон.
«Щелкунчик» в постановке ФДМ ближе к сказке Гофмана, чем знаменитый балет Чайковского.
«Щелкунчик» в постановке ФДМ ближе к сказке Гофмана, чем знаменитый балет Чайковского. / Пресс-служба Государственной Филармонии для Детей и Молодёжи (ФДМ)

Михаил Сергеевич, почему на этот раз - мюзикл?

Михаил Голиков: В спектакле совпали два главных для меня тезиса. Во-первых, это безумно мелодичная, трогательная, чувственная музыка профессионального композитора, которая находит в музыкальном театре яркое подтверждение. Во-вторых, либретто практически полностью сохраняет литературный первоисточник, и сказка Гофмана раскрывается во всем многообразии. В балете многое решает язык тела, поэтому нет необходимости в точном сохранении сюжета. В нашей постановке можно узнать много новых персонажей.

"Щелкунчик" - знаменитая сказка, многим известная в первую очередь по балету Чайковского, который не сходит с афиш всех театров и концертных организаций в период новогодних праздников. Иногда дети знакомы со сказкой Гофмана и, придя на балет, с удивлением обнаруживают, что с оригиналом произведения в спектакле мало что схоже.

Мы хотим показать идею победы добра над злом немного шире, отобразить больше конфликтов, которые откроют злых персонажей с другой стороны. Ведь с отрицательными героями всегда что-то происходит перед тем, как они становятся такими. У Гофмана не пригласили Мышильду на праздник - и ведь это тоже неправильно по отношению к ней. Мышильда хоть и негативный персонаж, но ранимый. От этой ранимости произошел конфликт и завязалась драма.

Нам улыбнулась огромная удача: кинокомпозитор Александр Журбин, известный российской зрительской аудитории по музыке к фильмам, телефильмам, телесериалам, откликнулся на нашу идею. Оказалось, что он написал мюзикл еще в 2013 году - все это время произведение пролежало в виде клавира. А оркестровая партитура была создана только в сентябре 2023 года специально для нашей постановки.

Как проходила подготовка к спектаклю?

Михаил Голиков: Мы ставим "Щелкунчика" полностью своими силами, без привлечения сторонних артистов или постановочных групп. У нас трудятся оперная и балетная труппы, в спектакль полностью интегрирована а капелла-группа Supermotiv, которая с прошлого года работает в составе филармонии и зарекомендовала себя практически во всех премьерных постановках прошедшего сезона.

Уже полгода мы готовим материал, оттачиваем танцевальные сцены. Мюзикл - очень требовательный жанр, в нем невозможно, как в опере, просто стоять и петь, нужно постоянно двигаться. А уж если говорить про различные бои, где, например, Мышильда с мышами выступает против Короля и солдатиков, - это целый отдельный мир, требующий огромной профессиональной работы, выполняемой всей труппой.

Параллельно с этим идет работа по созданию декораций, которые должны отвечать сразу двум требованиям. С одной стороны, они должны создавать сказочную атмосферу. С другой - в условиях, когда наша основная площадка находится на капитальном ремонте, мы вынуждены рассчитывать на исполнение и прокат этого мюзикла на разных площадках. Создать декорации, которые смогут монтировать практически на любую площадку, - целый подвиг.

Стоит отметить, что мы давно не выпускали настолько объемных спектаклей с большим количеством костюмов - их в "Щелкунчике" будет около сорока. На каждого главного персонажа приходится по три-четыре отдельных наряда. Все сценические образы создавались и подгонялись под каждого участника постановки художником вручную.

Как движется ремонт основного здания и какие у вас впечатления от работы на сторонних площадках?

Михаил Голиков: Ремонт идет по плану. В обновлении помещения, которое должно служить современным универсальным театром и одновременно концертным залом, находящегося при этом в жилом доме, уйма своих сложностей. Не говоря уже о том, что в здании обнаружилось бомбоубежище, к которому имеют отношение только определенные, отвечающие за него структуры.

Процесс выездов начался еще перед ремонтом, поэтому часть площадок, на которых мы сейчас выступаем, уже были нами изучены. Закрытие главного здания стало вызовом для филармонии пробовать себя на разных, порой не предусмотренных для театра и концертной работы пространствах.

Мы начали вести постоянную работу с музеями, что мне приятно. В музей должны приходить музыка, детские спектакли и другие лекционные программы.

Также мы начали возвращаться в школы, в которых были последний раз до пандемии, ведь потом разные обстоятельства не давали нам там выступать. "Не было бы счастья, да несчастье помогло". В разных районах открываются новые школы с большими залами и оборудованием, куда нас уже зовут ставить спектакли. Родители и педагоги заинтересованы в этом.

Мы продолжаем развивать сеть наших партнеров по площадкам. Сейчас ждем появление нашего репертуара в недавно открывшемся культурном центре "Максим" - бывшем кинотеатре "Максим", который находится недалеко от нашего главного здания на Большом Сампсониевском проспекте. Это знаковое место в Выборгском районе, а также место, в котором я провел все детство. Надеюсь, что вскоре там зазвучит хорошая музыка и заиграют прекрасные спектакли.

Что ожидает зрителей в юбилейном, 35-м сезоне филармонии?

Михаил Голиков: Мы готовим премьеру кукольного спектакля "Царевна Лягушка" - это тоже давно ожидаемое нами событие. У нас работают яркая кукольная труппа и режиссер Никита Шмитько, востребованный во многих российских кукольных театрах. Это будет яркий спектакль с использованием практически всей диалектики кукольного театра: тантамаресок, театра теней и разных кукол - от маленьких до ростовых.

Также мы готовим постановку драматического спектакля "Сказка о Царе Салтане" к 225-летию Пушкина. Кто-то не поймет, как это возможно: выставлять премьеру нового спектакля, в то время как идет ремонт. Когда работы закончатся, мы должны войти на отремонтированную площадку с новыми готовыми спектаклями.

Также хочется возобновить формы музыкально-лекционной работы с детьми, которые позволяют ребятам погрузиться в музыкальный мир и познакомиться с инструментами симфонического оркестра. Речь идет об абонементах, которые раньше действовали на наших площадках, - "Золотая книга волшебных сказок" и "Музыка от А до Я".

Кроме того, мы активно восстанавливаем работу по сотрудничеству с талантливыми детьми. Недавно прошел концерт "Две школы - одна судьба", в котором мы были главными организаторами и собрали будущих звезд в детском сегменте академической музыки из двух лучших образовательных заведений России - московской Центральной музыкальной школы и нашей знаменитой десятилетки - Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Вместе с нашим оркестром они сыграли свои дебютные программы на сцене Государственной академической капеллы. Уже есть партнеры, которые готовы продолжать с нами эту работу.

Важный вопрос

Какую программу готовите к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда?

Михаил Голиков: Для меня, как для ленинградца в пятом поколении, это отдельная тема. Не так давно мы случайно обнаружили дома среди семейных документов и фотографий дневники нашей бабушки, которая пережила в городе почти всю блокаду. Эти записи она никогда не показывала при жизни. Бабушки уже нет достаточно давно, а вот дневники внезапно нам открылись. И я по-новому смотрю на эту тему.

Михаил Голиков: Настолько объемныхспектаклей мы давно не выпускали —только костюмов будет около сорока. Фото: пресс-служба Государственной Филармонии для Детей и Молодёжи (ФДМ)

У нас в репертуаре есть поставленный несколько лет назад мной и режиссером Евгением Зиминым музыкально-драматический спектакль "Дети войны - дети Победы". Он основан на дневниках пяти детей, живших во время блокады. В постановке задействованы пять актеров и симфонический оркестр. И для нас очень важно, что пятая актриса - сама автор такого дневника, потрясающая Вера Михайловна Журавлева, которая была блокадным ребенком и жила на улице Рубинштейна. На сцене она рассказывает о своем дневнике, прочитывая его страницы. Сколько бы мы ни играли этот спектакль, это оказывает невероятное эмоциональное воздействие на публику всех возрастов - от детей до бабушек и дедушек.

Помимо этого, готовим программу "Я говорю с тобой из Ленинграда", которая будет базироваться на стихах блокадных поэтов, а также дневниках детей и известных людей, живших в осажденном городе.

А Симфония Шостаковича N 7 "Ленинградская" - одна из моих самых любимых в творчестве композитора и в мировой симфонической литературе. Поэтому планируем исполнение этого произведения весь юбилейный год.

На год 80-летия полного освобождения города от блокады запланировано много мероприятий. Мы традиционно вносим свой вклад в передачу памяти и традиций в нашем городе.