Одним из уроков последнего времени, по мнению Собянина, для Москвы стало понимание, как необходима собственная промышленность. Прежний тренд на деиндустриализацию привел к тому, что фабрики и заводы в течение многих лет закрывались десятками. "И вот настал момент, когда нам в одночасье перекрыли поток промышленных товаров, особенно высокотехнологичных станков, оборудования и микроэлектроники, надеясь создать огромные риски как для повседневного снабжения нашего населения, так и для безопасности страны", - говорил Собянин.
И продолжил: "Но мы не стали ждать, когда нас возьмут за горло, а заранее запустили сразу несколько программ развития промышленности. Стимулируя застройщиков, вдвое увеличили инвестиции в создание производств, добились, что наряду со строительством жилья, в бывших промзонах начали открываться новые рабочие места. По плану в ближайшие годы их там будет создано 570 тысяч. Уже по офсетным контрактам работают 10 заводов. Они производят самые востребованные лекарства, медицинские изделия, детское питание. "По сути Москва возродила фармацевтическую промышленность, которая в ближайшие годы выйдет на одно из лидирующих мест в стране и обеспечит лекарственную безопасность и независимость от импортных поставок жизненно важных препаратов", - подчеркнул мэр.
Долгосрочные контракты позволили создать и целую линейку первоклассных транспортных производств. По городу ходят современные трамваи, электробусы, новейшие вагоны метро, трамваев, впервые по Москве-реке запустили электросуда. Все они изменили облик мегаполиса, сделали его более чистым и комфортным. А после ухода "Рено" всего через несколько месяцев было восстановлено производство машин под историческим брендом "Москвич". "Мы не собираемся ограничиваться сборкой китайских моделей, развиваем собственную платформу электромобилей "Москвич", - сказал мэр. С этой целью недавно заключен контракт на строительство первого большого завода по производству тяговых батарей для будущих электромобилей, электробусов и других видов электротранспорта.
Кроме того, в технополисе "Москва" развернуто масштабное строительство новых промышленных корпусов. На их базе создаются предприятия в области микроэлектроники, беспилотных систем, ракето- и авиастроения, квантовых технологий. На базе завода имени Хруничева строится Национальный космический центр. Предпринимаются и меры для увеличения вдвое подготовки кадров для новой промышленности. Все это в конечном счете, по словам мэра, должно вернуть Москве роль одного из ключевых центров высоких технологий России.
В то же время приоритет новой индустриализации не означает, что она уходит от планов развития креативных индустрий, подчеркнул Собянин. На базе создаваемого ею кинокластера в Новой Москве сняты уже десятки отечественных кинолент. "Для успеха у нас есть все - идеи, таланты, опыт и рынок, который как нельзя кстати освободил Голливуд", - отметил мэр.
Больше город намерен строить и жилья - по 6-7 миллионов квадратных метров. Это позволит, по мнению мэра, ускорить и темпы реализации программы реновации: "На ее пике мы должны переселять из ветхого жилья около 80 тысяч человек в год". Говоря о развитии транспортной инфраструктуры, глава города напомнил, что 2023 год был рекордным. Успешно завершены такие мегапроекты, как БКЛ, запуск Московского скоростного диаметра, проспекта Багратиона, Южной рокады и другие. В результате создан новый транспортный каркас Москвы. Но город продолжает расти, и транспортная система должна тоже развиваться и дальше. В планах - строительство трех новых линий и порядка 40 станций метро. Сеть МЦД свяжет Москву с Тверью, Калугой, Тулой и другими городами центральной России.
Приоритетом для столичных властей остается развитие здравоохранения, но его модернизация уже близка к финишу. На первый план выходит образование. Большая часть детей еще учится в школах, построенных 40-50 лет назад. "Они вполне пригодные для учебы, - объяснил мэр свою тревогу. - Но не соответствуют современным представлениям о качестве и комфорте школьного образования". Как и поликлиникам, им требуется серьезная реконструкция. Первые 50 школ Москва намерена обновить уже в 2024-м году, с 2025 года - по 100 зданий ежегодно.
Продолжая заниматься дальнейшим благоустройством, власти готовы сделать акцент на летнем отдыхе. Чтобы как катки зимой, так и бассейны летом появились у большинства москвичей в шаговой доступности. "В 2022 году перед нами стоял выбор - выживать или развиваться, - напомнил в заключение мэр. - Мы выбрали второй путь, будем идти им и дальше". Но при этом столица не забудет о побратимах - Луганске и Донецке. Будет и впредь помогать восстанавливать эти города, а также всячески поддерживать москвичей, которые восстанавливают их и защищают на переднем крае.