Совместные проекты и общность экономических интересов: в каких сферах сотрудничают Россия и Китай

Китай медленно, но уверенно заслуживает статус одной из ведущих экономик мира. А с Россией его связывает прежде всего общность фундаментальных интересов как в политическом, так и в экономическом плане. Пекин искренне заинтересован в сотрудничестве с Москвой и целенаправленно осуществляет свои инвестиции в российскую экономику. При этом обе стороны получают максимально возможную отдачу от затраченных усилий. О том, в каких сферах идет взаимодействие между Москвой и Пекином, рассказали опрошенные "Российской газетой" эксперты.
Владимир Астапкович/РИА Новости

Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин во время переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине отметил, что Россия и Китай достигли хороших результатов в инвестиционной сфере. По его словам, на сегодняшний день двумя государствами реализуются 80 совместных проектов на общую сумму почти 20 триллионов рублей. Также премьер-министр подчеркнул, что во взаимных расчетах страны полностью перешли на национальные валюты. "Более 90% платежей осуществляются в рублях и юанях", - сказал Мишустин.

Китай активно участвует в крупнейшем инвестиционном проекте России за последние пять лет - Ямал СПГ, в котором 20% акций принадлежат китайской корпорации CNPC, а еще 10% - Фонду Шелкового Пути, отмечает в разговоре с "РГ" доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.

Другая китайская компания Sinopec приобрела 10% холдинга СИБУР, крупнейшей нефтехимической компании России, с целью реализации сразу нескольких важных для Китая проектов, включая "Запсибнефтехим" в Тобольске, а также строительства Красноярского завода синтетических каучуков, продукция которого напрямую продается на рынке Поднебесной.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на китайские инвестиции в производство, переработку и транспортировку древесины из России в Китай, продолжает эксперт. Основные фабрики на данный момент построены в Амурской области и Хабаровском крае. Это как раз тот проект, который повлиял на смену мирового лидера в обработке леса.

"Если раньше, по сути, Россия поставляла дешевую древесину Финляндии, а она уже осуществляла весь процесс ее переработки, то в нынешних условиях Россия стала ключевым мировым поставщиком уже готовой продукции, что увеличило производственный потенциал нашей страны и уменьшило соответственно производственный потенциал Финляндии", - напоминает Новикова.

Китайские инвестиции затронули и другие отрасли российской экономики, включая нефтяной бизнес, в котором все та же компания Sinopec приобрела у компании ТНК-ВР 99% акций ОАО "Удмуртнефть" за 3,5 млрд долларов.

Другой крупный нефтяной проект, в котором присутствует китайский бизнес - АО "Верхнечонскнефтегаз" компании ПАО "Роснефть", где доля китайского капитала составляет 20%, или 1,1 млрд долларов. Проект компании "Новатэк" по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа на Гыданском полуострове (Арктик СПГ-2) также стал привлекательным для китайских компаний и получил 10% долевого участия китайских дочерних компаний предприятия CNPC. "Стоимость сделки составила по экспертным оценкам порядка 25 млрд долларов. Таким образом, доля иностранных инвесторов в данном проекте составила на текущий момент 30%. Все вышеперечисленные проекты являются стратегически важными для Китая по причине получения долгосрочных контрактов по цене ниже рыночной на поставку производимой продукции на китайский рынок", - рассказывает Новикова.

В связи с этим Пекин также заинтересован в инвестиционных проектах по строительству транспортных коридоров из России в КНР. Одним из таких проектов является коридор "Европа - Западный Китай", общая протяженность которого составляет 8,5 тысяч км, из них 2,2 тысячи км проходит по территории РФ, 2,8 тысяч км - Казахстана и 3,5 тысячи км - Китая. Строительство коридора началось в 2008 году и должно завершиться к 2024 году, при этом объем грузоперевозок будет составлять 33 млн тонн в год. Инвестиции китайских компаний в данном проекте составляют 150 млрд рублей.

Кроме того, есть ряд совместных институтов, активно вкладывающих средства в промышленные и другие проекты, напомнил "РГ" первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин.

Уже более 10 лет назад был создан Российско-Китайский инвестиционный фонд размером в несколько миллиардов долларов с участием РФПИ и Китайской инвестиционной корпорации. С 2018 фонд привлек к участию институты развития Саудовской Аравии. Эта же структура заявляла о создании отдельного фонда промышленных инвестиций. В рамках фонда, например, создавался Russia Forest Products - один из крупнейших лесопромышленных холдингов, ориентированный на экспорт в Китай продукции деревообработки. В 2017 было заявлено о создании РФПИ совместного с China Development bank фонда инвестиционного сотрудничества. А уже в октябре этого года РФПИ заявлял о создании совместного с Китаем фонда для инвестиций в авиастроение объемом 100 млрд рублей.

Инвестиции в промышленность осуществляются и напрямую, говорит Копейкин. Китайские инвесторы начали сборку автомобилей и бытовой техники в России. Так, уже несколько лет в Тульской области производят автомобили марки Haval. А недавно началась сборка автомобилей BAIC на Автоторе в Калининграде. Инвестиции в эти сектора, очевидно, будут расти.

"Справедливости ради - есть и примеры важных российских инвестиционных проектов в Китае. Например, катодные заводы РУСАЛа, и более крупные предприятия российского Vi-холдинга в алюминиевой отрасли, и множество других", - отмечает первый заместитель генерального директора ЦСР.

Что же касается роста использования нацвалют, то он отвечает интересам двух стран, констатирует Копейкин. Расчеты в рублях и юанях производятся с использованием российской и китайской финансовой инфраструктуры, что минимизирует риски внешнего вмешательства. Власти недружественных стран не только не могут влиять на операции, а зачастую их даже не видят. Отказ от доллара и евро позволяет отказаться от по сути бесплатного кредитования этих юрисдикций, которые не имеют никакого отношения к российско-китайскому сотрудничеству.

"Более того, тестирование такой формы взаимодействия в будущем может стать основной для всех стран объединения БРИКС", - отмечает Новикова.

Но, конечно, Россия работает не только с Китаем. Активно развивается сотрудничество и ведется работа по привлечению инвестиций из других дружественных стран. В той же Усть-Луге, куда к созданию крупного газохимического производства мы хотим привлечь китайских участников, уже давно работает крупный газовый терминал, акционером которого выступает арабская Mubadala, напоминает Копейкин. А совместную инфраструктуру, те же трубопроводы, Россия строит не только с Китаем, но и, например, с Турцией.

Не стоит забывать и про Индию. "Эта страна стала новым рынком роста российского экспорта и возможностей для импорта продукции на внутренний рынок страны. Так в 2021 году товарооборот России с Индией составил 13,5 млрд долларов, а уже в 2022 году он увеличился в 2,5 раза", - отмечает Новикова.