На рубеже 1923 - 1924 годов не было гаджетов. Поэтому поздравляли люди друг друга не эсэмэсками и тем паче не придуманными за них заготовками, а красивыми открытками с наивными, но щедрыми пожеланиями от души. Поздравительные почтовые открытки были великой редкостью и привилегией более-менее зажиточных горожан. Люд попроще собирался вместе всей семьей, зятьями-кумовьями, соседями-друзьями и все, что хотел, желал друг другу искренне глаза в глаза.
Тогда не было телевизоров, к которым привыкли "прилипать" на всю ночь целые поколения 60 - 90-х. Так что в ночь на 1 января народ высыпал на улицы.
Зима 1923 - 1924 выдалась снежная, и главным развлечением было катание с горок, на санях. Ледовый каток был только в городском саду. А чтобы покататься с горки, нужно было ехать в Нахичевань, в Александровский парк (нынешний парк имени Вити Черевичкина). Понятно, ни одно гулянье не обходилось без народных песен и плясок. Самой оживленной тогда была Московская улица, поскольку она примыкала к центральному рынку и кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы.
А еще обязательно ходили в гости. Навещали друзей, родственников и везде угощались рождественскими блюдами.
Главные атрибуты современного Нового года, конечно же, салат оливье, селедка под шубой, бутерброды с красной икрой, запеченный гусь или утка, холодец, шампанское...
На столе у донских казаков царицей была рыба. От стерляди - по-царски, разварной, паровой - до огромных осетрин и судаков, которые ловились тогда в Дону. Даже солянка была не мясная, а рыбная. К новогоднему столу резали птицу, поросят.
Что сегодня кладут под елку? О, выбор чрезвычайно богат: от мешочка с конфетами до айфона последней модели.
В кондитерских магазинах покупателям предлагали красивые мешочки, как правило, вышитые вручную и наполненные конфетами, печеньем, пряниками, другими лакомствами для ребят. А вот подарком взрослому человеку могли стать открытки, конфеты, елочные игрушки, книги. Некоторые получали в подарок канарейку, швейную машинку, а особо везучие и граммофон.
Это сегодня мы выбираем, живую елку поставить или искусственную (и теми и другими завалены все магазины и торговые площади). Простые жители Дона с середины XIX века наряжали праздничные деревья - обычно те, которые росли во дворе. Обычай этот до сих пор остался в некоторых донских станицах и хуторах: в каждом дворе наряжают дерево, и даже не имеет значения, сосна это или что-то другое.
Сегодня елочные украшения есть на любой вкус, цвет и стоимость. Но бедные елочки 1923 года украшали самодельными картонными игрушками, и хорошо, если какая конфетка попалась среди колючих ветвей - радости малышни не было предела! Надо сказать, в некоторых семьях сохранились тогда дореволюционные игрушки, привезенные из Европы, например, дрезденский картонаж - тисненые фигурки, покрытые росписью и декором.
В самой России, понятно, никакого производства новогодних украшений не существовало. Фигурки изображали собачек, лебедей, рыбок, кареты, балерин или, скажет, столик. У кого таких не было, елку декорировали подручными материалами: заворачивали в блестящую фольгу орехи, пряники, ставили свечи. Отсюда, кстати, пошел обычай около ели на случай пожара ставить ведро с водой. Мандарины, без которых невозможно представить современный Новый год, были редкостью, поскольку стоили огромных денег.
В борьбе с религиозным прошлым непримиримые активисты пытались вводить новые праздники: "комсомольскую елку", "комсомольские святки". И в канун 1924 года новогоднее дерево украшали чучелами "врагов народа": Николая Юденича, Антона Деникина, Нестора Махно, карикатурными фигурками буржуев и попов. А вместо новогодних песенок предлагали антирелигиозные спектакли и сатирические стихи. Деда Мороза называли "поповским дедом", "истребителем лесов". И эта кутерьма продолжалась до 1929-го, когда празднование Нового года вообще запретили. И запрет этот продержался до 1935-го.