Что дало толчок именно этому направлению? Возможно, критической массы достигло количество выпускников специальности "Технология швейных изделий" во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, которые нашли себе применение. Может быть, базой стал опыт некогда существовавшей и прекрасно технически оснащенной фабрики "Заря", работавшей по немецким и югославским технологиям. В 2000-е в Приморье пришли южнокорейские инвесторы, оснастили цеха, привезли сырье, присылали из Сеула конструкторскую документацию на пошив изделий. Наши тогда многому научились. Корейцы ушли, безвозмездно оставив оборудование, которое используют многие местные производители до сих пор. Наверное, все это повлияло, и эпоха постиндустриального развития тоже сказалась.
Недавно прошедший в крае форум модных индустрий определил лидеров fashion-отрасли в Приморье, чьи изделия появятся в специализированных магазинах крупной федеральной ритейл-сети SLAVA в Самаре, Санкт-Петербурге и Воронеже уже 23 декабря. Вот пятерка победителей: DAP"86, AXEFEEL, фабрика Ever neat, "Июнь" и Danishine. Однако жюри вне конкурса выбрало еще один бренд для размещения в магазинах - KRUGOM.BETON, у которого представлены предметы интерьера и украшения из легкого бетона.
- Мы не только продаем бренды по всей России, но и работаем с каждым из них. Для нас главное то, как бренд вкладывается, насколько он активен. Мы готовы поддерживать их в наших семи регионах, - говорит креативный продюсер федеральной сети универмагов российских дизайнеров SLAVA concept Наталья Бойко.
При этом творческие задания для участников конкурса придумывали специалисты по закупкам федеральной ритейл-сети. Приморским дизайнерам необходимо было расширить коллекции новыми позициями, увеличить размерный ряд и число цветовых решений. Также жюри уделяло внимание тому, соответствуют ли коллекции трендам будущего года и покупательским предпочтениям жителей центральных регионов России. А эти предпочтения, как оказалось, отличаются от дальневосточных прежде всего цветовыми решениями: мы близко к Азии и любим яркое.
Дизайнеры моды, производители одежды, представители смежных отраслей объединены в крае в проект "М.А.К.И. Приморья" - модный альянс креативных индустрий. Он создает условия для развития предприятий модной индустрии, масштабирования бизнеса, вывода региональных брендов на российский и международные рынки.
- Наш флагманский проект - производство модной одежды. Работаем с производителями, дизайнерами и представителями смежных индустрий. В последние два года мы видим результаты, в том числе по ключевому для нас показателю - росту выручки компаний. Сегодня можно говорить о том, что проект действительно масштабировался. Это отработанный механизм перенаправляем на другие проекты в ИТ, музыке, киноиндустрии, - подчеркивает заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко.
Можно уже говорить о популярных приморских fashion-брендах. Приморские дизайнеры наряду с коллегами с Сахалина, Камчатки и других регионов Дальнего Востока показывали свои коллекции на сессии "Растущие бренды Дальнего Востока" Восточного экономического форума в этом году. Так, в Приморье известна компания "Эвернит", менеджеры которой, несмотря на близость Китая, организовали бизнес по пошиву носков. Бренд популярен, предприятие производит не только обычную, но и сувенирную продукцию. Изделия с оригинальными узорами на дальневосточную тематику продают и в магазинах, и в сувенирных лавках.
- Мы с самого начала позиционировали себя как креативную компанию. Хотим, чтобы наша продукция помогала Приморью становиться визитной карточкой России, способствовала привлечению туристов. Поэтому активно развиваем промышленный туризм, проводим экскурсии, - говорит директор по развитию фабрики "Эвернит" Альбина Сергеева.
Исторически сложилось так, что центры креативных индустрий в России начали формироваться в Москве и Санкт Петербурге. Этот потенциал может быть вполне успешно раскрыт и в регионах. Приморские власти стараются изменить ситуацию. Так, к 2026 году в крае должно подняться не менее шести компаний с выручкой от 100 миллионов рублей, для чего действует ряд финансовых и других мер поддержки. Это, например, гранты для предпринимателей на общую сумму 26 миллионов рублей, сертификаты победителям конкурсов на 18 миллионов рублей. По итогам форума модных индустрий четыре компании - "Лесозаводский промкомбинат - Пошив", "ВиаСнаб-ДВ", ИП Александра Варлакова и ИП Марии Фрей - получили сертификаты на меры поддержки в размере двух миллионов рублей из казны края. Производители одежды пользуются налоговыми льготами - на постоянной основе для них снижена ставка по УСН до одного процента.
Отдельный блок работы "М.А.К.И. Приморья" посвящен образованию и повышению профессионализма приморских дизайнеров. В частности, за два года проведены две акселерационные программы, в которых приняли участие 130 человек, более 70 побывали на дизайнерском хакатоне. В рамках проекта разработан новый интернет-сервис - цифровая система заказов, которая позволяет объединить всех дизайнеров и производителей одежды и сократить время на "встречу" производителя изделия с покупателем. Сейчас на ней зарегистрировано порядка 20 предпринимателей.