В доказательство тезиса, что опросы помогают властям принимать правильные решения, Валерий Федоров привел проведенное в январе 2023 года исследование о переименовании Волгограда в Сталинград, как предлагали местные общественники.
Большинство опрошенных (67 процентов) не поддержали это предложение, и город сохранил прежнее название. Глава ВЦИОМ вспомнил и другой случай, когда опрос мог оказать влияние на властей: в августе 2023 года 47 процентов респондентов заявили, что считают трудовую миграцию положительным для страны явлением. "Неожиданно много людей сказали, что все нормально", - пояснил Федоров. Руководитель ВЦИОМ отметил, что по результатам ноябрьского опроса доверие граждан к социологам растет, правда, средняя оценка составила 3,6 балла по пятибалльной шкале - "на троечку с плюсом", констатировал Валерий Федоров. По пятибалльной же шкале была оценена готовность респондентов отдать своих детей учиться на социолога. Эта готовность набрала 2,7 балла. "Может ли работа социолога быть работой мечты? Я абсолютно убежден, что да, может. Но российское общество пока так не считает", - сказал Валерий Федоров.
Отмечается, что запрос на социологические исследования растет и у потенциальных заказчиков. "Все понимают, что в условиях турбулентности надо постоянно иметь термометр общественных настроений. Им социология как раз и является. К ней активно обращались и в эпоху ковида, и сейчас, когда проходит специальная военная операция", - говорит директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский.
Что доверие к опросам растет, считает и политолог Алексей Макаркин: "Люди через социолога пытаются что-то советовать власти, рассчитывая, что таким путем советы до нее дойдут. Поэтому доверие социологам достаточно высокое".
Боятся ли люди отвечать на вопросы социологов? Кто-то боится, кто-то нет. Когда проводится массовый опрос, респондентам говорят, что они попали в выборку случайно. И это действительно так. Работая с группой или индивидуально, социолог, как правило, сразу предупреждает: "Лично меня совершенно не волнует, как вы собираетесь отвечать. Я не являюсь ни экспертом, ни человеком, ангажированным кем-то, кому ваши ответы могут не понравиться".
Боятся ли люди откровенно высказываться о политике? Про политику их не стоит спрашивать напрямую, считают социологи, лучше задавать косвенные вопросы. Если грамотно спросить, люди скажут действительно то, что думают. А если не скажут, то не потому, что боятся, а потому, что просто не задумывались над каким-то вопросом.
Есть специальные приемы, которые помогают выявить мнение. И есть приемы, позволяющие проверить искренность респондента.
Часть общества считает, что некоторые социологи не могут отделить свою исследовательскую позицию от гражданской, то есть грешат комментаторством, да еще и пристрастным, в ущерб "чистому" измерению. Так думают 8 процентов россиян, не исключающих, что результаты опросов подделываются в пользу тех, кто их оплачивает.
Подозревать социологические центры в тотальной ангажированности нет оснований. По крайней мере самые известные из них дорожат своей репутацией.
Откровенные манипуляции, преднамеренные подтасовки наказуемы потерей заказчиков и вытеснением с рынка. "Не приходится ли нам делать что-то под чью-то диктовку, фабриковать для кого-то нужные результаты? Нет, не приходится никогда. Фабрикация нужных результатов нужна только дуракам. Мы с дураками стараемся не иметь дела", - говорит руководитель фонда "Общественное мнение" Александр Ослон.
Но что делать, если опросы общественного мнения используются кем-то в качестве инструмента политики. В таких случаях даже технически безупречные, добросовестные исследования выглядят как политический заказ.
А насколько честно люди отвечают на личные вопросы? Здесь тоже едва ли возможна полная откровенность.
Например, на вопрос "счастливы ли вы"? большинство всегда отвечает "да". Всюду. В любой стране. Человеку не свойственно афишировать свои горести и несчастья. Он не может сказать о себе: "Я лузер, у меня все плохо на работе, жуткие отношения в семье, мои дети оболтусы". Ему и в собственных глазах хочется выглядеть благополучнее.
Как бы то ни было, 90 процентов россиян заявляют, что опросы нужны, а 73 процента считают, что социологические исследования в целом отражают общественное мнение. Впрочем, сами эти данные тоже могут быть предметом опроса с целью выяснить, доверяют им или нет.