Изобретение команды Кемеровского госуниверситета под руководством кандидата технических наук Алексея Шалева способно возвращать к жизни изношенные поверхности коленчатых валов, шнеков, роликов и других движущихся узлов и механизмов с помощью наплавки металла. Применение новинки в машиностроении, нефтегазовой и других сферах позволит сокращать эксплуатационные издержки и экономить на запчастях.
Конечно, станок еще нуждается в доработке. На производственные эксперименты для усовершенствования программы управления (она контролирует скорость движения наплавочной головки, температуру, поток сварочного материала и другие параметры), авторы проекта потратят три миллиона рублей средств федерального гранта. В областном правительстве полагают, что такие станки позволят экономить металлы и высвобождать мощности машиностроения. Это лишь одна из перспективных разработок, рожденных в Кузбассе. Увы, до производства доходят не все.
Недостаточная продуктивность и эффективность методов внедрения научно-технических инноваций - одна из причин, которые, по мнению экспертов, тормозят развитие машиностроения в Кузбассе. И сегодня, в условиях антироссийских санкций, когда есть острая необходимость замещения импортной техники и оборудования, ситуацию необходимо менять.
- Для Кузбасса стало серьезной проблемой то, что у нас работает в основном импортная техника. Мы принципиально зависели от импорта таких базисных элементов либо компонентов машиностроения, как редукторы, подшипниковые узлы, гидрооборудование и так далее. И нам надо наращивать темпы их выпуска, - уверен директор филиала Кузбасского государственного технического университета в Прокопьевске Евгений Пудов. - Что мешает добиться импортозамещения в кратчайшие сроки? Нас сдерживает в том числе необходимость типизации технологических процессов. Они должны быть разработаны для массовой продукции. Необходимо создать новые виды обрабатывающего технологического оборудования и решить организационные задачи для открытия новых видов производств. Импортозамещение реально возможно при условии применения альтернативных технологий. Но мы сталкиваемся с тем, что не все предприятия готовы покупать то, что производится у нас. Так, владельцы разрезов и шахт надеются и ждут, что границы откроют, поэтому искусственно ограничивают внедрение новых технологий.
При этом основная доля отрасли машиностроения в Кузбассе по-прежнему ориентирована именно на угольную отрасль (на химическую, транспортную, энергетическую и АПК - небольшая часть). Но лишь десять процентов необходимого горно-шахтного оборудования для углепрома производят в Кемеровской области, а девяносто процентов ввозят из других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья.
Проблемы, которые мешают развитию машиностроения, обозначили на недавней научно-практической конференции по развитию производительных сил региона. В числе прочего назвали отсутствие средств на разработку новой техники и выпуск опытных образцов, низкий уровень взаимодействия предприятий с научными и научно-образовательными организациями по темам НИОКР. Не забыли упомянуть и про высокий износ мощностей и недостаточный технологический уровень машиностроительного производства, отсутствие средств на модернизацию и дороговизну банковских кредитов. Прибавили к этому малосерийность и высокую себестоимость продукции и несоответствие качества большей части выпускаемого оборудования современным требованиям.
Еще одна проблема - дефицит кадров. В машиностроении не хватает как ИТР, так и рабочих. С этой, пожалуй, ключевой проблемой на конференции предложили бороться и таким путем - выпускников техникумов принимать в профильные вузы без экзаменов, а тем, кто стал студентом, предоставлять отсрочку от воинской службы (десять процентов ребят после армии на учебу не возвращаются).
- Однако для решения вопросов импортозамещения требуются не столько инженеры-конструкторы, сколько грамотные инженеры-технологи. Специалистов в области технологий машиностроения крайне мало. Эксперты все чаще приходят к выводу, что необходимо вернуться к советской системе подготовки именно в области технологий машиностроения, - подчеркнул член-корреспондент РАН Вячеслав Приходько.
Так или иначе, а к 2030 году, согласно предложению отраслевой секции, в Кузбассе должно быть подготовлено 1 840 выпускников по направлению "Машиностроение". Площадкой для подготовки и переподготовки кадров и развития передовых инженерных и цифровых технологий станет создаваемый в регионе Центр инновационного машиностроения.
В числе задач на ближайшее будущее - открытие в Кузбассе российского Центра производства горно-шахтного оборудования с научно-исследовательскими центрами литейного производства и изготовления подшипников. При этом нужно создавать научно-производственные объединения и опытно-механические предприятия, обеспечивающие все этапы жизненного цикла изделия - от идеи до серийного образца.
Не обойтись и без центра планирования для анализа потребностей предприятий угольной и химической промышленности в запчастях и оборудовании. А еще предстоит создать научно-исследовательский центр сертификации и стандартизации продукции местных машиностроителей.
В угольном регионе планируют развивать не только угольное, но и химическое и транспортное машиностроение, производство комплектующих и запчастей для иных видов промышленности, наладить выпуск оборудования для переработки твердых коммунальных отходов. Лучше всего не отдельные станки и прессы, а технологические линии и даже заводы. Объемы ТКО позволяют. В помощь - кластерный подход, открывающий возможности получения государственных и областных субсидий. Ну а площадки с подготовленной инженерной инфраструктурой выгоднее готовить для потенциальных инвесторов заранее. Это, по мнению экспертов, стимулирует развитие не одного лишь машиностроения, но и перерабатывающей отрасли, деревообработки и строительства.