Сегодня даже у людей, далеких от зимних активностей, на слуху названия Красная Поляна, Домбай, Шерегеш. В Сочи, на Кавказ, на Алтай ежегодно отправляются сотни тысяч поклонников заснеженных склонов, которых уже в аэропорту можно распознать по экипировке. Среди них немало и уральцев. Но ведь, казалось бы, сами в горах живем: и природные красоты здесь не уступают Альпам, и развивать горнолыжную инфраструктуру начали довольно давно. Почему же к нам, в центр страны, не устремляются в таком количестве любители горных лыж и сноуборда и как вообще обстоит дело в этом сегменте туриндустрии в регионе, выяснял корреспондент "РГ".
Как рассказал Михаил Мальцев, зарождение горнолыжной индустрии Большого Урала началось с проектов крупнейшего в регионе металлургического комбината - горнолыжных комплексов (ГЛК) "Банное" и "Абзаково", которые, правда, находятся не в Челябинской области, а в Башкирии. Широкую известность они приобрели, когда качество здешних трасс лично оценил президент страны.
- Челябинская область стала законодателем моды в УрФО: благодаря государственно-частному партнерству и инвестициям крупного бизнеса там развивались комплексы в Златоусте и Миассе, - поясняет Мальцев. - Успех этой бизнес-модели стал показательным. Челябинцы старались удивить горнолыжников самыми необычными концепциями, турист получал отдых на высшем уровне: от современного оборудования и качественного сервиса до возможности приобретения недвижимости вблизи комплексов.
В управляющей компании двух известных ГЛК на отсутствие спроса и сейчас не жалуются: как рассказал директор УК Егор Кожаев, глубина бронирования в нынешнем сезоне держится на уровне прошлого года, здесь ждут в совокупности 300-350 тысяч туристов. 80 процентов из них приезжают из городов, расположенных в радиусе 700 километров: Уфы, Челябинска, Магнитогорска, Оренбурга, Екатеринбурга.
- Гости из столицы бывают у нас реже. Основная причина - высокая стоимость авиабилетов. Улететь из Москвы на новогодние праздники в Адлер можно за 10 тысяч рублей, а до Магнитогорска или Челябинска билеты начинаются от 30 тысяч. Стоимость перелета туда-обратно сопоставима с ценой всего отдыха, включая катание, - отмечает Кожаев.
К слову, эти курорты традиционно популярны у жителей Свердловской области: по данным Уральской ассоциации туризма, в 2018 году их доля среди гостей достигала 29-33 процентов, сейчас - 35-45. Более того, по словам экспертов, инвесторы ГЛК рассматривают Средний Урал в основном в качестве поставщика платежеспособных клиентов.
Главным достоинством горнолыжных комплексов самой Свердловской области называют их территориальную близость. Так, на горе Волчиха, что находится всего в 40 километрах от Екатеринбурга, одноименный ГЛК принимает 45-50 тысяч гостей за сезон, в основном это жители областного центра и ближайших городов Ревды и Первоуральска: молодежь, семьи, даже пенсионеры. Для катающихся здесь оборудовано четыре трассы различной протяженности, самая внушительная - 1200 метров с 200-метровым перепадом.
- В основном у нас проводят выходные дни, а не двухнедельный отпуск. Мы не федеральный комплекс со склонами длиной десятки километров, и те отдыхающие, что выбрали наш ГЛК, не ожидают перепадов высот, как в Альпах. Между тем людей устраивает такой сервис, который мы готовы предоставить. Чтобы отвести душу и укрепить здоровье, у нас все есть, - говорит исполнительный директор ГЛК Иван Михайлов.
По его оценке, в этом году прогноз на прибыль у уральских ГЛК пока скромный: начало сезона долго откладывалось из-за необычайно теплого ноября, затем, напротив, грянули суровые морозы. Если дальше погода будет благоприятной для катания, возможно, удастся наверстать упущенное.
Вообще горнолыжных комплексов на Урале много, как и самих гор - Лиственная, Ежовая, Долгая, Теплая и другие. Но все это объекты местного масштаба, куда, как и на Волчиху, ездят кататься жители ближайших городов, как правило, на день-два. Есть еще "Уктус", расположенный непосредственно в черте Екатеринбурга, - сюда легко добраться даже на городском транспорте, вообще дешево и сердито.
Более серьезные надежды в регионе возлагались на комплекс "Гора Белая" под Нижним Тагилом. Этот проект предполагал создание крупнейшего туристического кластера, объединяющего горнолыжный курорт, природный парк и заповедник. Он был широко распиарен, но за пять лет мало продвинулся. Предполагалось, что после реконструкции здесь будет до 50 километров трасс для единовременного катания 7,5 тысячи человек, а турпоток в целом достигнет 700 тысяч человек за сезон. Однако, как прокомментировал сегодняшнюю ситуацию пресс-секретарь кластера Влад Боровкин, учитывая хроническое недофинансирование, неизвестно, когда такая инфраструктура появится. Надежды управляющей компании на бюджетные миллиарды не оправдались, а с привлечением инвесторов, очевидно, тоже не заладилось.
По словам Михаила Мальцева, проблема в том, что концепция организации круглогодичного отдыха в Свердловской области так и не выстроена, за десять лет не созданы условия для роста инвестиций. Ведь в то же самое время проекты с привлечением средств как небольших инвесторов, так и крупнейших холдингов активно развиваются на Северном Кавказе, на Алтае. По мнению эксперта, это говорит о качестве работы профильного министерства и департамента туризма региона.
- Нынешний зимний туристический сезон уже стартовал, и екатеринбуржцы опять уедут отдыхать в другие регионы. Они увезут туда деньги, которые могли бы работать на нашу экономику, - с сожалением констатирует Мальцев. - Мы видим, например, как за последние 5-6 лет Тюменская область, где создан благоприятный инвестклимат, превратилась во всероссийскую столицу термальных курортов. Кстати, активно борются за уральских горнолыжников не только ГЛК соседних областей, но и Армении, Азербайджана, Грузии. В эти страны есть прямые авиарейсы, а ценник на услуги ГЛК сопоставим с уральским.
Шикарный горнолыжный курорт на условиях концессии строят даже на холодном Ямале, при этом планируют привлекать туда не только местных любителей катания, но и москвичей - от столицы до Салехарда всего три часа полета.
Ну а свердловские лыжники активно осваивают ГЛК в соседних регионах - помимо Южного Урала и Башкирии они развиваются и в Пермском крае. Например, количество гостей комплекса Губаха за восемь лет выросло с 60 до 200 тысяч человек за сезон.
- Мы региональный бизнес, работаем по упрощенной схеме налогообложения, поэтому цены приемлемы - раза в два ниже, чем в ГЛК федерального уровня, - говорит учредитель комплекса Рашид Габдуллин. - Горнолыжный отдых считается элитарным, но наша задача - этот стереотип сломать: мы говорим про спорт, отдых, здоровье и удовольствие, они должны быть доступными для разных аудиторий.
Кстати, пермяки задействуют инфраструктуру ГЛК не только зимой: когда сходит снег, туристов приглашают полюбоваться дивными видами Уральских гор и посетить местные достопримечательности, летом востребованы сплавы по рекам Косьва и Усьва, проводятся забеги по природному рельефу.
Намерения инвестора серьезны: осенью этого года компания заключила с властями Губахинского округа концессионное соглашение на 49 лет. Параллельно идет освоение восточного склона горы Крестовой, где заработает второй ГЛК. Общий объем инвестиций в развитие курорта и сопутствующей инфраструктуры составит около четырех миллиардов рублей, включая средства бюджетов РФ и Пермского края. Вложения окупятся, уверен руководитель проекта.
Егор Кожаев тоже отмечает, что высокие темпы развития (и реинвестиций в отрасль) наблюдаются там, где бизнес и государство партнерствуют. Конкуренция на этом рынке уже довольно высокая, но и спрос есть.
- На 100 процентов мощности горнолыжных комплексов загружены в новогодние праздники, 23 февраля и 8 марта, в остальное время - примерно на 60 процентов. Все курорты борются за своих клиентов: мы стараемся обновлять номерной фонд, перестраиваем и расширяем трассы, добавляем активности для гостей. Но туристам свойственно экспериментировать: попробовать что-то новое и сравнить впечатления, побывав на склонах Хибинских гор в Кировске или на алтайском Манжероке у подножия Малой Синюхи, - говорит эксперт.