Слобода рискует стать первой и, возможно, не единственной жертвой мусорной перестройки на благодатных землях юга Свердловской области. О проекте создания в экологически чистом и плодородном уголке Среднего Урала современного полигона ТКО "Екатеринбург-Юг" "Российская газета" уже рассказывала. Во время недавнего публичного обсуждения генерального плана развития территории местные жители в большинстве высказались против устройства свалки на землях сельхозназначения. Они не понимают, почему техногенный объект хотят разместить на пахотной земле, в то время как в области хватает уже загрязненных участков. Конечно, современные проекты переработки мусора актуальны, но не менее важна задача обеспечения продовольственной безопасности страны, считают крестьяне. Разрушить хозяйства легко, восстановить сельхозпроизводство сложно. Пока фермеры лишь тревожно наблюдают за развитием ситуации, но позицию свою не скрывают.
- Такое соседство любому фермеру поперек горла. Мои поля не примыкают вплотную к границе планируемого полигона, но все равно жалко, когда пахотную землю отдают под мусор, а не крестьянам, - признался "РГ" глава хозяйства "Уральские нивы" из соседнего села Новослободского Петр Мизуров.
Назначение здешних земель символизирует высокая ветряная мельница. Она возвышается посреди поля, как раз на въезде в "Никольскую слободу". Строение не историческое, новодел, но не заметить архитектурную экзотику сложно. Практически каждый, проезжающий по старому Челябинскому тракту, затормозит у села Никольского и заглянет к фермерам на огонек.
- Мы специально построили эту мельницу, чтобы привлечь внимание к крестьянскому делу. Она действующая: перемалываем зерно в муку, из которой печем свой хлеб. Но сейчас холодно, поэтому пока лопасти закрепили якорями, чтобы ветер не сорвал, - рассказывает хозяйка фермы Наталья Акулиничева.
Свой сельхозпроект ее семья затеяла девять лет назад. Выбрали самый экологичный район, продали имущество в большом городе и на вырученные средства начали строить крестьянско-фермерское хозяйство. Решение до сих пор считают авантюрным: вложили миллионы собственных рублей. Но за годы только укрепились в осознании, что земля - кормилица. Поначалу Акулиничевы купили 23 гектара на окраине села. Землей когда-то владел местный совхоз, он давно обанкротился, и за дело взялись бывшие горожане. Причем начали не с красивого коттеджа, а с хозяйства, да так, чтобы и выгоду извлекать, и природе не вредить.
Фермеры первыми привезли в Свердловскую область коров айрширской породы, но заниматься их разведением в промышленных масштабах не захотели - сделали ставку на качество продукции и широкий ассортимент. Молоко айрширов по содержанию белка и жира - одно из лучших для производства сыра, вот и стали варить крафтовый продукт. Сейчас производят 20 сортов, реализуют по всей стране, вплоть до Магадана.
- Видите, какое сено у наших коровок - душистое, даже цветы видно. Все сами выращиваем и заготавливаем. Никакого силоса или комбикорма, только экологически чистые добавки. Когда-то своих коров крестьяне кормили патокой, чтобы молоко слаще было. У нас патоку заменяют листья свеклы, жмых подсолнечника, морковь. Да еще пивная дробина от ячменя, - делится Наталья секретами гурманского буренкиного обеда.
Наталья по профессии - учитель английского языка, до переезда в деревню преподавала в вузе, как обращаться с коровами, представляла слабо, но быстро освоилась, внедрила серьезный научный подход. Чтобы обеспечить коровам полноценный рацион, Акулиничевы арендовали для заготовки кормов более 300 гектаров у банка, который эту землю выкупил, но по назначению не использовал. Пашня уже стала зарастать молодым лесом, потому, прежде чем запустить трактор и сеялку, фермерам пришлось корчевать березки и сосны.
В будущем эти поля планировали выкупить. Тем более что до весны нынешнего года перспективы рисовались радужные: хозяйству одобрили заявку на грант - 29,9 миллиона рублей министерство АПК и потребительского рынка региона выделило на развитие молочного животноводства. Радостная новость пришла в апреле, как только деньги поступили на счет, на ферме началось строительство второго коровника на 100 голов.
А в конце мая как обухом по голове известие о строительстве полигона. Причем, по данным из кадастра, площадка для мусора захватит те самые 300 гектаров, что КФХ арендует для заготовки душистого сена. Это уже не просто неприятное соседство, а вероятность полного банкротства, ведь без кормовой базы невозможно будет содержать даже имеющееся стадо, не говоря уже о сотне новых буренок. Так "Никольская слобода" оказалась в ловушке: невыполнение условий гранта влечет серьезные штрафные санкции, а выполнение - потерю стада и всего дела.
Сегодня строительство новой фермы в Никольском продолжается. Но Наталья признается, что ночами почти не спит, а когда от просчитывания перспектив становится совсем плохо, приходит на ферму поговорить со своими питомцами. Она не понимает, как можно одновременно поощрять производство и принимать решения, его убивающие. К слову, "Никольскую слободу" на официальных сайтах разных ведомств приводят как пример "малых сельскохозяйственных предприятий, важных для экономического развития и обеспечения продовольственной безопасности региона".
Тем временем
Заксобрание Свердловской области приняло изменения в областной закон, касающиеся утверждения генпланов муниципалитетов, входящих в Екатеринбургскую агломерацию, - теперь они будут приниматься на региональном уровне. Теперь жители территорий не смогут повлиять на эти документы, к примеру, заблокировать строительство мусорного полигона.