Серпуховский историко-художественный музей - место для Подмосковья знаковое. Крупнейшей картинной галерее области в этом году исполнилось 105 лет. Еще несколько лет назад выставкой Константина и Владимира Маковских здесь планировали отметить юбилей передачи в 1918 году особняка купцов Мараевых в ведение местного отдела народного образования. Но открытие проекта приурочили к другому событию. В этом году у музея появилось новое выставочное пространство "Каретный сарай", который был на реставрации почти три года. Здесь-то и открылась большая межмузейная экспозиция "Маковские. Константин и Владимир".
Братья Маковские вошли в историю искусства разными путями. Константин вырос в академической традиции, взявшей в конце концов верх над передвижническим демократизмом. Сцены из жизни горожан прослеживаются у него на нескольких полотнах - и куда интересней их смотрятся не слишком известные публике работы времен его путешествия в Каир, яркие, в охристых тонах.
И вот уже "Демон и Тамара" из Серпуховского музея - последний отзвук романтизма, а чуть ниже полотна строки - "Тамара: О, кто ты? Речь твоя опасна! Тебе послал мне ад или рай?" Фрагмент из лермонтовского "Демона" написан на чем-то вроде большой книжной закладки. "Закладки" тут повсюду - связывающие живопись с литературой, отсылающие нас к книгам, которыми могли бы вдохновляться художники. А стены напоминают книжные страницы, которые ты "пролистываешь", переходя из раздела в раздел.
Константин все дальше уходил в салонную живопись, к модному художнику стояли очереди из дам, желавших получить красивый портрет. В 90-х даже возник термин - "головки Маковского", и в одном из разделов выставки собрано несколько таких "головок" - нежных этюдов, нечто среднее между жанром и портретом.
Первым же портретом младшего Владимира становится "Мальчик, продающий квас", написанный в 15 лет. В том же духе он и продолжил: на выставке его небольшие жанровые работы идут одна за одной - "Приятели", "В избушке лесника", "Прогулка старой барыни" ... "Закладок" у него больше, чем у брата, - это отрывки из Гиляровского, Тургенева, Толстого... Больше всего, конечно, Чехова - ну как было кураторам не вспомнить "Толстый и тонкий", глядя на зарисовку "Не припоминаю"?
Задачу выставки - показать, насколько по-разному братья показывали мир, - организаторы перевыполняют, придумав даже вешать одного брата на коричневом фоне, а другого - на бежевом. Но разница и так видна сразу. Люди из народа на картинах Константина - это аристократы в бедной одежде. Смени у "Греющихся на солнце итальянцев" лохмотья на бархатные сюртучки, и их можно выводить в свет. У Владимира же что "Крестьянские дети в мастерской художника", что "Лесничий" остаются самими собой.
...Разглядывая работу Константина "Под венец", на которой можно часами считать бисеринки на кокошниках девиц, наряжающих невесту к свадьбе, ты вдруг слышишь над головой их тихие причитания, а встав у "Любителей соловьев" - можно прослушать аудиозапись рецензии Достоевского к выставке 1873 года, где он восторгается шедевром Владимира Маковского. У "Каирской кофейни" Константина будто слышишь аромат кофе, а открыв стеклянную баночку с ароматизированными ватками под пасторалью "Варят варенье" Владимира - терпкий аромат смородинового варенья.
В ближайшее время посетителей музея ждет еще один громкий проект. В мае Маковских сменит "Фабрика Авангарда" - выставка только из фондов музея, владеющего завидной коллекцией русских авангардистов: в "Каретном сарае" появятся Гончарова, Ларионов, Бурлюк, агитфарфор. В новых помещениях обустраивается открытое хранение - на стеллажи скоро встанет не помещающаяся в особняке Мараевых скульптура и первопечатная книга.
Выставка "Маковские. Константин и Владимир" открыта в Серпуховском историко-художественном музее до 19 мая 2024 года. У выставки есть свой телеграм-канал, где можно узнать множество подробностей о проекте.
Добраться до музея можно от станции "Серпухов" автобусами N 3, 8, 20 до остановки "Музей".