- МУП "ГЭТ" предпочел остаться только с электротранспортом, передав автобусные маршруты в частные руки, - объясняет начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска Владимир Ощановский. - Таковы требования федерального законодательства, которым надо подчиниться. И еще одна причина - трамваи не должны находиться в одном парке с газовыми автобусами. У ГЭТа нет отдельной базы для разного вида транспорта, и любая искра может привести к пожару.
Хабаровский муниципальный перевозчик сейчас обслуживает четыре автобусных маршрута. В администрации уверяют - отказ от них не принесет негативных последствий экономике предприятия. Дело в том, что ГЭТ остался практически без собственных автобусов - бывшие в наличии пришли в негодность.
- Вместо положенных двенадцати сегодня работают в лучшем случае пять автобусов, взятых в аренду у коммерческого предприятия, - говорит Владимир Ощановский. - К тому же мы получаем много нареканий по работе автобусов ГЭТа. Жалобы связаны с несоблюдением расписания, холодом в салоне, поведением водителей. Без этих маршрутов предприятие сосредоточится только на электротранспорте, будет заниматься его развитием.
А ведь проблем у хабаровского электротранспорта хватает. На днях в ГЭТе побывала делегация общественного совета при краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства. Прошлись по цехам, построенным полвека назад и нуждающимся в серьезном обновлении. Зимой в них холодно и людям, и технике, летом здесь все плавится от жары. Обновления требует и подвижной состав - по словам директора МУПа, парк изношен на 70 процентов. Почти полностью изношены трамвайные пути, нужна замена контактной линии и реконструкция тяговых подстанций. Кроме того, электротранспортники до сих пор не могут получить в собственность имущество своего предшественника МУП "ТТУ". Пока идут судебные тяжбы, ГЭТ не имеет возможности попасть в федеральные программы по развитию транспортной инфраструктуры. Сейчас его поддерживает администрация города, недавно парк пополнился 17 троллейбусами, ожидается еще партия новой техники.
- Предприятие надо сохранить, - уверена Светлана Мельникова, член общественного совета при краевом минтрансе. - Нас волнует судьба 28 водителей, которые работали на муниципальных автобусах. Руководство ГЭТа объясняет, что они смогут переучиться водить трамваи или троллейбусы. Наш общественный совет готовит предложения, как помочь МУПу.
В 2024-м муниципальные маршруты скорее всего выставят на конкурс, чтобы определить новых перевозчиков. Тут впору поволноваться пассажирам - сегодня у ГЭТа самая низкая стоимость проезда в Хабаровске. Днем - 35 рублей, после 20 часов - на два рубля дороже. Частники же, пользуясь данным им правом устанавливать тариф на поездку самостоятельно, берут за проезд в среднем 45 рублей. Правда, в профильном управлении администрации обещают найти выход из ситуации, чтобы на этих маршрутах цена осталась прежней.