Все знаменитости явились полуголыми, им это нравилось, они выкладывали ролики и фото в разные соцсети - чтобы любовались и завидовали.
Картины полуобнаженного бомонда замелькали среди прочих новостей - и сводок из Донбасса. Там ранило актера Ивана Охлобыстина, он привозил на фронт "гуманитарку". Спас бронежилет. Там холод, грязь и рядом ходит смерть. С экрана смотрят лица в масках - бойцы, узнавшие о развлечениях столичных звезд, предупреждают: без одежды звезды могут простудиться.
Шум вокруг этой вечеринки поднялся - а для чего выкладывали фото? Для того, чтоб показать свои тела? Конечно, это жест. Это позиция. Как говорили футуристы, это, разумеется, пощечина общественному вкусу. "У вас война, у нас - свой мир. Мы вообще за мир. Помахивая хвостиками".
Мы узнали что-то новое? А если б фото с видео не всплыли? Если бы не в этом, а в соседнем клубе?
Как ни странно, все это мне напомнило историю, случившуюся с наивным романтическим поэтом Василием Жуковским чуть не двести лет назад.
* * *
В дневнике Жуковского почти два века назад впервые промелькнуло слово "интеллигенция" - в значении "элиты", "совести нации". Мы с некоторых пор почти что перестали вспоминать "интеллигенцию" - ну что ж, а все-таки про "совесть" стоит вспомнить.
Дело было вот в чем. В начале февраля 1836 года, на масленицу, в Петербурге во время представления сгорел популярнейший балаган Иоганна Лемана. Зрителей было до 500, спаслись немногие. Там была смесь - простолюдины, генералы, взрослые и дети.
Что потрясло Жуковского: еще дымились головешки и среди них сотни трупов, а уже в тот самый вечер к дому напротив съезжались кареты с "лучшим петербургским дворянством, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию".
У Энгельгардта бал, а у Мещерских танцы.
Светская красавица, известная болтушка Софи Карамзина посмеялась над морализатором Жуковским, ставшим вдруг брюзжать, что танцы рядом с пепелищем неприличны.
"Никому не пришло в голову, что случившееся несчастие есть общее; танцевали и смеялись, и бесились до 3-х часов, и разъехались, как будто ничего не было".
Что любопытно: через пару дней уже по Петербургу "русская европейская интеллигенция" судачила уже на все лады - что очень характерно - осуждала действия властей. Во всем виновата полиция (отгоняла зевак и мешала спасать) и пожарные (поздно приехали).
Еще такая замечательная фраза в письме поэта Петра Вяземского приятелю: "Я нечаянно попал на пожар и минут десять стоял перед ним, любуясь как декорациею, и ни мне, ни толпе, окружавшей меня, не приходило в голову, что это не пожар, а человеческий костер".
* * *
Боюсь, в определенном смысле много общего между реакцией Софи Карамзиной и девушками из семейства полуголых знаменитостей. В ответ на разгоревшийся скандал организаторша той самой вечеринки Ивлеева заметила в Telegram-канале: "Друзья, это, конечно, того стоило". "Просто люди пришли красивые в красивых нарядах, в полуобнаженных". Но позже сообщение исчезло.
Но Ксения Собчак вступилась тоже: "Но, простите, куда и когда взрослым людям ходить с голой ж**** - это их личное дело. Мир несправедлив - был, есть и будет всегда. Где-то убивают, где-то голодают дети, а где-то в это время пьют шампанское. Никакой траур не может длиться вечно".
Лолита оценила исключительный вкус и изящество прекрасной вечеринки.
Рэпер Джиган всего лишь обнажил свой мускулистый торс, а так-то был в чем-то спортивном, и жена была в комбинезоне и жакете, так что, подумав, он вдруг заявил, что вечеринка, в сущности, была так себе, не очень.
Не знаю, говорит ли им хоть что-нибудь имя поэта Жуковского. О чем я, в самом деле?
Но на всякий случай: романтический Жуковский был державником и патриотом. Был в учителях у императрицы, был наставником наследника. При этом он же, между прочим, помог выкупить из крепостных Тараса Шевченко. Именно благодаря ему и Герцену позволили уехать релокантом за границу. И ни слова доброго от этих же оппозиционеров Жуковский, между прочим, не услышал.
Но в истории с пожаром важно вот что: Жуковского тогда больше всего поразило это вот высокомерное "ругательство над народным несчастием" - безнравственность "совести нации".
Это отношение к пожару - ключ.
Это как западник Грановский, видный либеральный западник-профессор, в Крымскую войну воскликнувший: он хоть сейчас готов на фронт и умереть за Россию - только бы не желать ей победы.
Позиция? А то.
И раздвоение сознания - позиция.
Депутаты и общественники обратились в надзорные органы - проверить оргию в клубе и организаторов, нет ли тут пропаганды ЛГБТ (экстремистская организация, запрещенная в России).
Возможно, что-то при желании найдут. Но, строго говоря, никто закона юридического не нарушил.
Речь ведь о совести, о такте. А что это?
Призывать к бойкоту полуголых звезд - посыл понятный, объяснимый, но, боюсь, бессмысленный. Пусть даже их и вырежут из новогодних "Голубых огоньков" (что вряд ли - не перезаписывать же все программы снова). Пускай их как-то строго пожурят - лишат концертов, что ли. Ну и что?
А то, что в головах? А то, что в атмосфере?
Да и опять же - совесть дело старомодное. Давно прошедшее ребрендинг.
У вас пожар?
Ну, а у них сегодня танцы.