Многие консалтинговые и аналитические западные компании указывают, что именно уровень price cap требует корректировки. Его действие никак не удерживает цену российской нефти в пределах 60 долларов, а работает как понижающий коэффициент (удерживает повышенный дисконт, скидку на нефть из РФ). А стоимость ее больше зависит от мировых цен на нефть и бывает то выше потолка, то ниже него.
Не случайно группа конгрессменов США даже предложили вовсе отказаться от попыток ограничить цену российской нефти, поскольку механизм оказался абсолютно неэффективным, и перейти к ужесточению санкций против всего нашего энергетического экспорта. Проще говоря, поступить, как с Ираном, запретить покупать сырье из России.
Но американские власти пошли своим путем. Были обновлены и ужесточены требования к перевозчикам и покупателям российской нефти. Теперь они обязаны предъявить документы подтверждающие выполнения условий потолка цены при отгрузке или загрузке российской нефти в порту. Кроме того, станет обязательным предоставление всей информации о контрактах, связанных с российской нефтью, и данных о всей цепочке перевозчиков от первого порта отгрузки до последнего, где нефть получил покупатель. Также в санкционные списки попал еще один танкер и четыре компании из ОАЭ и Гонконга, заподозренные в нарушении условий price cap.
Причина, по которой США не идут на совсем уж жесткие меры понятна. В 2024 году в США пройдут выборы. Действующему американскому президенту Джо Байдену, если он хочет сохранить свой пост, позарез нужен дешевый бензин на американских АЗС, а цены на него в Америке напрямую зависят от нефтяных котировок. Кроме того, при Байдене сильно обмелели стратегические нефтехранилища США (на 40%, до 381 млн баррелей), интервенциями из которых он пытался сдержать рост цен на нефть на мировом рынке. Теперь их нужно заполнять. А для этого нужно покупать новое сырье и желательно, как можно дешевле.
Поэтому в Вашингтоне прекрасно понимают, что любая попытка ограничить экспорт нефти из России приведет к скачку котировок барреля. Более того, сейчас США даже выгодно, чтобы наша страна отправляла на мировой рынок, как можно больше своей нефти и нефтепродуктов. Это же касается и механизма потолка цен. Любая попытка снизить уровень потолка цены, может вызвать ответные действия со стороны нашей страны, что также приведет к росту цен. Мы и так уже ограничили экспорт и не продаем нефть и нефтепродукты импортерам, которые в контрактах ссылаются на правила price cap.
Поэтому США "работают" сейчас только с перевозчиками и покупателями нашей нефти. Их они могут гнобить сколько угодно, все эти действия лишь снижают цены на мировом рынке. Конечно, только до тех пор, пока впрямую не ограничивают торговлю и не вызывают ответные действия. В этом случае России, как экспортера нефти.
Но нам еще больше ограничивать поставки за рубеж тоже не выгодно. Сильное снижение экспорта приведет к падению добычи, а это уже всерьез может повлиять на доходы бюджета. С price cap мы уже как-то ужились.
Да, увеличился дисконт на российскую нефть, но объемы добычи и экспорта на очень высоком уровне, а ведь нам еще приходится выполнять обязательства по сделке ОПЕК+, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
"У нас средняя отгрузка нефти морем - 3,5 млн баррелей в сутки, и это очень хорошие показатели, - отмечает эксперт. - Наша нефтяная отрасль продемонстрировала большую гибкость, решены вопросы с судами, со страховкой, с логистикой, с трейдингом. Появилось множество ранее никому не известных компаний, которые занимаются перевозками и торговлей нашей нефтью.
Периодически возникают разговоры о том, что мы не можем получить деньги за поставки в Индию, но откуда тогда берутся рекордные выплаты налогов в бюджет наших компаний? Если бы нам за товар не платил один из основных покупателей нашей нефти, этих средств для выплат в казну просто бы не нашлось", - поясняет Симонов.
По его мнению, главная ошибка ЕС и США, когда они принимали санкции против российской нефтяной отрасли - они сами исключили себя из механизма торговли нашей нефтью, думая, что он уникален и его невозможно заменить. Замена нашлась, торговля идет, и сейчас США могут только пытаться вставлять ей палки в колеса.
Раньше был швейцарский трейдер, греческий перевозчик, лондонский страховщик, а сейчас ситуация поменялась. Появились другие компании, нашлись другие флаги для судов. Кстати, греки еще остались, но их участие в перевозках российской нефти серьезно сократилось. Причем мы называем эти суда серым флотом, но на самом деле все официально. Они внесены в морские реестры. Что касается трейдеров, они есть в Эмиратах, в Гонконге. Именно против них направлены новые санкции США. Но появятся новые трейдеры, потому что сама технология уже известна, опробована и понятна.
Для нас, конечно, все это означает рост издержек, но это неизбежное зло. Сейчас на фоне активизации санкционной активности США эти издержки опять вырастают. Но, вспомним, в начале 2023 года дисконт на российскую нефть превышал 30 долл. за баррель, а в октябре уже меньше 10 долл. за баррель. Да сейчас к концу года будет максимум к 15 долл. за баррель. Может быть, немного больше. Но это уже совсем другие потери, считает эксперт.