Андрей Бочкарев - о программе реновации, дефиците кадров и роботах на стройках столицы

В редакции "Российской газеты" побывал на "Деловом завтраке" заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Он рассказал журналистам о главных новостройках, появившихся в столице в этом году, и над чем сейчас работают строители.
Андрей Бочкарев: Надо повысить привлекательность строительной отрасли, чтобы работать в ней было интереснее, чем сидеть охранником в магазине игрушек.
Андрей Бочкарев: Надо повысить привлекательность строительной отрасли, чтобы работать в ней было интереснее, чем сидеть охранником в магазине игрушек. / Олеся Курпяева

МЦД берет курс на Тверь, Калугу, Тулу...

Андрей Юрьевич, во время отчета перед Мосгордумой мэр Москвы Сергей Собянин сообщил депутатам, что Московские скоростные диаметры свяжут столицу с городами центральной России - Тверью, Калугой, Тулой. Этот проект приобретает уже конкретные очертания?

Андрей Бочкарев: Да. Еще недавно это был чисто гипотетический вопрос, а сейчас уже идет организационная работа под руководством правительства РФ в рамках реорганизации центрального транспортного узла. Пригородные поезда в эти города ходят давно, но теперь их предстоит запустить в другом режиме, что поднимет комфорт для пассажиров на более высокий уровень. Сделать это, конечно же, необходимо, так как население активно перемещается между столицей и граничащими с Московской областью регионами. ОАО "РЖД" сейчас анализирует, где реально построить дополнительные пути, как может выглядеть график движения.

Будет ли продолжать развиваться инфраструктура уже работающих МЦД?

Андрей Бочкарев: Обязательно, совместно с ОАО "РЖД" эта работа будет продолжена. Будем строить новые и реконструировать существующие платформы, часть из которых станут городскими вокзалами, а также строить подъездные дороги, удобные пешеходные переходы. В 2024 году, в частности, планируем завершить основное строительство вокзалов Митьково и Петровско-Разумовская на МЦД-3.

Большая кольцевая линия метро работает. Сергей Собянин на днях рассказал, что впереди теперь строительство еще трех линий и сорока новых станций. У вас наверняка уже и задел есть?

Андрей Бочкарев: Разумеется. Продолжаем прокладывать одну из самых длинных в городе радиальных - Троицкую. Построить 11 из ее 17 станций планируем к концу будущего года. Первый участок проходит от станции "ЗИЛ" до "Коммунарки", где Троицкая линия соединится с Сокольнической. Дальше - еще 6 станций до Троицка, надеемся, что сможем построить к рубежу 2027-2028 годов. Кроме того, в прошлом году начали подготовку территории под Рублево-Архангельскую линию. Один участок - от улицы Народного Ополчения - даже начали строить. Когда выкопали там котлован для станции БКЛ, перпендикулярно двинулись и в сторону будущей станции "Звенигородская", чтобы второй раз не заходить туда со щитами. Ну и третья линия в заделе - Бирюлевская. На ней расположится 10 станций. Как и Троицкая, она также стартует от станции "ЗИЛ" по направлению к району Бирюлево Западное. Сейчас ведем пока подготовительные работы, с лета начали освобождать площадки от инженерных коммуникаций, сооружаем строительные городки. По нашим прогнозам, в 2026-2027 годах линию построим. Одно точно знаю: жители этих районов метро очень ждут.

Планирует ли город вернуться к вопросу строительства центрального участка желтой ветки метро, который соединил бы разрозненные Калининский и Солнцевский радиусы?

Андрей Бочкарев: Вопрос находится в проработке. Ищем технологии, которые позволят гарантированно, без всяких сбоев построить тоннель в плотно застроенном центре Москвы. Здесь много проблем, которые кавалерийским наскоком не решить. Мы хотели бы запустить 10-метровый тоннелепроходческий щит, но, с одной стороны, там сложные грунты - так называемые пещеристые известняки, которые все в дырочках, а с другой - большой напор подземных вод. Если выкопать котлован, поступление воды еще больше усилится. Такая горная порода не промораживается. Ее можно заморозить в одном месте, а вода прорвется в другом. Да и вообще вести стройку в историческом центре города очень сложно. Как, например, вывезти оттуда выкопанный грунт? Это же надо пустить сотни грузовиков по и так загруженным дорогам. Кстати, именно поэтому в советское время и не построили второй выход из метро "Комсомольская" на площади трех вокзалов. Тогда существующие технологии не позволили это сделать. Так что будем продолжать искать новые подходы.

Уверен, что скоро на наших стройках появятся российские робототехнические устройства, которые позволят нам работать быстрее, качественнее и с меньшими затратами сил и энергии

Куда ведут новые дороги

На ближайшие три года запланировано построить к 1,3 тысячи километров дорог, построенных за последние 12 лет, еще 265 километров. Куда они ведут?

Андрей Бочкарев: Новый транспортный каркас города в основном сформирован. Из крупных проектов завершим строительство южного отрезка Московского скоростного диаметра за пределами МКАД с его соединением с трассой Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Полностью достроим Южную рокаду. Будут также введены в эксплуатацию две развязки, работы по реконструкции которых сейчас активно ведутся: на МКАД с улицей Верхние Поля и с Алтуфьевским шоссе. Помимо крупных проектов будем строить и небольшие по протяженности дороги, которые улучшат связанность районов города с помощью тоннелей, путепроводов, других инженерных сооружений... Благодаря им у москвичей во многих случаях отпадет необходимость выезжать на центральные магистрали. Это улучшит транспортную ситуацию как в отдельных районах, так и в целом по городу.

Эти "связки" будут выступать дублерами крупных магистралей?

Андрей Бочкарев: Можно и так сказать. Конфигурации у них будут разные, но главное, что их будет много - десятки в разных концах Москвы. Они помогут улучшить движение не только автомобилистов, но и общественного транспорта, ведь, как и в любом крупном городе мира, именно он является основой транспортного каркаса.

В столице как никогда много строится и мостов. Какие из них могут открыться в ближайшее время?

Андрей Бочкарев: Любой мост - это прежде всего часть дороги. Там, где можно обойтись без них, стараемся обойтись, так как их строительство обходится раз в десять дороже, чем любой трассы. Но в Москве много водных артерий - Москва-река, Яуза, другие реки, канал имени Москвы... Поэтому мы строим и пешеходные, и автомобильные переправы. Сейчас, например, возводится большой комплекс зданий для МГТУ им. Баумана. Чтобы сделать более удобный доступ к зданиям, расположенным на разных берегах Яузы, строим пешеходный мост, который соединит Госпитальную и Рубцовскую набережные. В Мневниковской пойме, где ведется масштабное строительство жилья, работа по созданию новых рабочих мест, появятся четыре моста. Пешеходные мосты строятся и через Водоотводной канал Москвы-реки (он соединит стрелку Золотого острова с Крымской набережной), а также через старое русло Москвы-реки в Нагатинском Затоне, где появился крупный район жилой застройки и деловой активности. Ввод всех четырех переправ предусмотрен в будущем году. И все эти мосты будут не простыми балочными сооружениями, а с запоминающейся архитектурой. Потому что город должен выглядеть привлекательно, быть местом, где хочется жить. Такую задачу ставит мэр Москвы Сергей Семенович Собянин.

Московские центральные диаметры - главный транспортный проект всего столичного региона. Фото: Сергей Михеев

Новые визитные карточки столицы

Строители удивили в этом году москвичей, отрапортовав, что уже в ноябре выполнили план по строительству недвижимости. Какие новые объекты, по-вашему, можно считать знаковыми для города?

Андрей Бочкарев: Таких много. Это многофункциональный научно-образовательный корпус и Дворец технологий, введенные на территории уже упоминавшегося мной кластера МГТУ им. Баумана. Еще один знаковый объект - многофункциональный кластер "Ломоносов" - флагманский центр научной долины МГУ. Это важный проект для развития инновационных технологий. Там уже размещаются компании, которые имеют очень интересные разработки и способны стать основой экономики не только для Москвы, но и всей страны. Введены в строй три мощных флагманских центра по оказанию экстренной помощи для крупных многопрофильных больниц города, на очереди четвертый - для больницы имени Буянова. Это и новый уникальный комплекс инфекционной больницы N 1 на Волоколамском шоссе. Несколько интересных спортивных объектов. Новый ледовый дворец "Кристалл", построенный в олимпийском комплексе "Лужники" на месте старого, признанного аварийным. Центр фигурного катания Этери Тутберидзе в районе Ясенево. Огромный Дворец спорта в Некрасовке. В общей сложности в городе в этом году прогнозируется ввод более 13 миллионов квадратных метров недвижимости, что в полтора раза больше запланированного.

Проблем с землей под новостройки не испытываете?

Андрей Бочкарев: У нас идет активное переформатирование заброшенных промзон. Это главный резерв для развития города. На каждой территории будут создаваться новые места приложения труда и полноценные жилые кварталы со всей необходимой социальной инфраструктурой в пешеходной доступности.

Реновация набирает темпы

Глава города заявил, что будут ускорены темпы реализации программы реновации. Он пообещал, что в год будут переселяться в новые квартиры по 80 тысяч участников программы реновации...

Андрей Бочкарев: Мы все для этого делаем. Чем больше москвичей переезжают в новые дома, тем больше в городе освобождается территорий для строительства жилья для следующих новоселов. За время реализации программы уже введено в эксплуатацию 290 новостроек, в которые переехали или переезжают более 147 тысяч москвичей. У нас подобрано 602 стартовые площадки, на которых может быть построено почти 10 миллионов "квадратов" жилья. Кроме того, уже снесены 322 старые пятиэтажки. И программа вышла на новый этап: новостройки возводятся на месте не только стартовых площадок, но и уже демонтированных хрущевок. Всего сейчас в стадии проектирования и строительства 434 дома. Так и идет этот процесс - чем дальше, тем выше его волна. Финансирование город обеспечивает в полном объеме. Если чего и не хватает, так это трудовых ресурсов.

13 миллионов квадратных метров построено в Москве за 2023 год. Это в полтора раза больше запланированного

Много не хватает?

Андрей Бочкарев: Нехватку ощущаем процентов 10-15. Причем не рабочих, маляров и штукатуров, а мастеров, прорабов - то есть младшего и среднего управленческого персонала. Их никогда столько не готовили под такие масштабные задачи, которые сейчас ставит перед собой Москва. Нужны и инженеры - грамотные, талантливые. Необходимо заниматься трансформацией всей системы подготовки кадров - и среднего специального образования, и вузовского. И мы уже работаем над этим вместе с Минстроем России. Важно в целом повысить привлекательность строительной отрасли. Согласитесь, сейчас кому-то наверняка кажется лучше сидеть охранником в магазине игрушек, чем зимой работать на высоте 200 метров, строя высотку в столице. Сложность этой задачи усугубляет то, что нельзя годами ждать, когда мы подготовим новую армию строителей. Все нужно делать параллельно - готовить кадры и строить, выполнять масштабные программы, которые стоят перед городом.

Еще одна важная проблема. Как решается в строительной отрасли вопрос импортозамещения?

Андрей Бочкарев: Мы занимаемся им с 2014 года, и многое в стране уже сделано. Процентов 90 нужных стройматериалов и оборудования производится в России. Слабым звеном остается все, что связано с электронными компонентами: автоматика, системы управления, жизнеобеспечения, контроль доступа, вентиляция и т.д. В стране этим сейчас активно занимаются, и я думаю, что в ближайшие годы мы все равно получим нужные технологии. Нам же не нужны 1-2 нанометра процессора, который нужен, например, для искусственного сердца. Нам нужны технологии по производству процессоров 150-300 нанометров. Совсем не важно, какая коробочка висит на огромном башенном кране - весом 0,3 или 3 грамма. Над созданием таких производств работают в России. Будем целенаправленно стимулировать таких производителей и в Москве. Я уверен, что в течение 5-10 лет мы эту проблему решим.

Личный вопрос

Андрей Юрьевич, вы строили БКЛ, Московский скоростной диаметр, Московские центральные диаметры... Много других масштабных строек. Даже в строительстве тоннеля под Ла-Маншем, соединившем Францию и Великобританию, принимали участие. Поделитесь мечтой: что бы вам еще хотелось построить для души?

Андрей Бочкарев: Есть у меня такая мечта. Хотел бы быть причастным к строительству в России сотни наших фабрик или заводов, работающих по производству микроэлектроники по технологиям 1 нанометр. Чтобы эти предприятия выпускали весь спектр электронных компонентов, необходимых для создания российских смартфонов, компьютеров, холодильников, видеокамер, систем управления космическими кораблями. Чтобы они производили всю линейку медицинского оборудования для пoстроенных нами больниц - от УЗИ до КТ, МРТ и т.д. Ну и для наших строек чтобы тоже выпускали российские робототехнические устройства, которые позволят нам работать быстрее, качественнее, с меньшими затратами сил и энергии. Вот проекты, в которых бы я точно поучаствовал с большой радостью.