Президент ИРТП Фердинандо Пелаццо: Итальянских предприятий из России ушло не так много

Итало-Российская торговая палата помогает бизнесу и частным лицам справиться с блокировкой счетов и платежей, наложенной в результате санкций. Об этом в интервью "РГ" рассказал президент организации Фердинандо Пелаццо. По его словам, итальянский бизнес желает остаться в России, хотя многим компаниям приходится уходить.
Бизнес Италии не всегда солидарен с политикой Евросоюза.
Бизнес Италии не всегда солидарен с политикой Евросоюза. / Getty Images

За 2023 год товарооборот между Россией и Италией упал или вырос?

Фердинандо Пелаццо: Последние цифры, которые у меня имеются, - это данные по итогам восьми месяцев 2023 года. Экспорт Италии упал, грубо говоря, на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт составил 3,2 млрд евро, а импорт из России - 3,3 млрд евро. Хочу заметить, что импорт сейчас выше экспорта, что в целом нормально. Россия всегда больше поставляла в Италию, чем наоборот. Особенно это касается энергоносителей. За первые 8 месяцев 2023 года снижение по импорту фиксировалось до - 85%. Однако в связи с санкциями Европа активно в 2022-м запасалась впрок энергоносителями. Прошлый год был аномальным, но сейчас все более-менее сбалансированно. Да, поставки из Италии в Россию упали, но при этом мы замечаем рост по нескольким отраслям. Так, начал расти сектор fashion (одежда и обувь). Интересно также, что 30% всего экспорта Италии - это оборудование. Несмотря на то что сектор оборудования продолжает падать, положительный рост зафиксирован по направлению оборудование для пищевой промышленности, в том числе рефрижераторное. Итальянское оборудование было в принципе очень сложно экспортировать, ведь многое из этого сектора находилось под санкциями.

А с чем вы связываете такую положительную динамику?

Фердинандо Пелаццо: Возможно, производители немного, так скажем, осмелели, начали обращаться в МИД и получать разрешение на поставки в Россию. Вот в чем состоит эффект санкций? Санкции создают тревожную обстановку вокруг себя. Люди начинают бояться связываться не только со всем санкционным, но и, пытаясь подстраховаться, обходят стороной не санкционное.

Санкции создают тревожную обстановку вокруг себя. Подстраховываясь, люди обходят стороной все российское, даже то, что не подвержено рестрикциям

Вероятно, промышленники из Ломбардии, занимающиеся оборудованием в Бергамо и Бреши, лучше стали разбираться в юридических формулировках рестрикций и начинают производить товар, исключая запрещенные компоненты. Россия разработала механизм обмена заблокированными активами между российскими и зарубежными инвесторами. Он затронет инвесторов, чей совокупный портфель замороженных иностранных ценных бумаг меньше 100 000 руб. Как считаете, Запад согласится на такой обмен? Может быть, уже есть случаи обмена?

Фердинандо Пелаццо: Я только приветствую это решение, поскольку любая попытка найти общий язык - это всегда похвально и положительно. Предприниматели с обеих сторон заинтересованы в решении этой ситуации. Поэтому многие итальянские компании, чье присутствие в России зависло, не выплачивают теперь дивиденды своим акционерам. Они эти средства инвестируют в свое производство тут, в России. Хотя, конечно, не все компании могут себе это позволить. Я знаю несколько предприятий, которые имеют замороженные активы, но они вкладываются в российскую экономику, потому что заинтересованы в будущем работать здесь. Вы же понимаете, что если кто-то уходит с рынка, то тот, кто остается, имеет возможность расширить свое присутствие на нем.

Какие крупные итальянские бренды покинули рынок РФ в 2023 году? Намерены покинуть в 2024-м? Есть ли из ушедших те, кто хочет вернуться, может быть, под другим брендом?

Фердинандо Пелаццо: Есть компании, которые возвращаются не сами, а через российских дистрибьютеров. И так делают не только итальянцы. Но и, например, компания "Адидас". Наших предприятий из России ушло не так много. Есть и те, кто планирует, можно сказать, перезайти на рынок по новой. У меня нет данных о предприятиях, которые планируют уйти, наоборот, уже есть те, кто намерен вернуться. Причем такая тенденция наметилась с сентября. Я не могу называть бренды, но одна очень известная компания, которая присутствует во многих странах, намерена зайти на российский рынок в следующем году. Дело в том, что этот сектор санкционирован лишь на товары стоимостью свыше 300 евро и тут речь идет об оптовой цене.

Фердинандо Пелаццо: "Итальянских предприятий из России ушло не много". Фото: Итало-Российская торговая палата

Почему Италия покидает инициативу Китая "Один пояс, один путь"?

Фердинандо Пелаццо: Италия была в числе пионеров инициативы. Я полагаю, что данное решение носит политический характер. Но, быть может, все еще изменится. Китай - это огромная возможность для Италии. Для итальянского бизнеса уход из инициативы не выгоден, и решение покинуть ее ошибочно. Мы будем продолжать лоббировать свои интересы по данному вопросу. Даже если наша позиция будет принята хотя бы частично, это все же лучше, чем ничего.

Мы как палата стараемся отстаивать позиции наших членов, а также оказавшихся в сложной ситуации людей, не имеющих отношения к бизнесу

Банки Евросоюза, согласно директиве, массово замораживают счета россиян с суммой свыше 100 тыс. евро. Как считаете, это предел или еврочиновники могут ввести более жесткие санкции против граждан с российскими паспортами? Какие это могут быть санкции?

Фердинандо Пелаццо: Я лично много лет проработал в банковском секторе, и я могу сказать, что такое понятие, как over-compliance, тут очень распространено. Санкции накладываются на банковский счет свыше 100 тыс. евро на нерезидента. Изначально рестрикции не распространялись на тех, у кого имеется двойное гражданство, но банки могут интерпретировать санкции консервативным образом, заблокировав счета, и не осуществлять платежи. Мы как палата стараемся отстаивать позиции наших членов, а также оказавшихся в сложной ситуации людей, не имеющих отношения к бизнесу. Мы стараемся чуть-чуть воевать против over-compliance. Банки иногда закрывают счет только из-за того, что его владелец россиянин. Одно дело, когда вопрос касается коммерческих платежей, другое - когда россиянам блокируют платежи за лечение в больнице, обучение в университете или школе. Имеются такие частные случаи, и тут важно помогать людям.

Фото: Инфографика "РГ"/ Антон переплетчиков/ Екатерина Свинова

А случаи разблокировки счетов имеются?

Фердинандо Пелаццо: Да, разблокировать счет достаточно просто. Для этого необходимо лишь прислать письмо адвоката. Тогда банки начинают подробнее изучать всю документацию и снимают over-compliance. После деньги возвращают, правда, иногда они могут зависнуть где-то в Европе на несколько месяцев. Любой филиал банка может интерпретировать нормативы по-разному. Поэтому и получаются такие ситуации. Они зачастую отказываются от обслуживания платежа, просто чтобы не рисковать.

Однако для начала надо найти адвоката и все это организовать. Примечательно, что на адвоката тоже могут наложить санкции за его услуги, поэтому работать с россиянами готовы далеко не все. Ассоциация адвокатов Франции даже уже грозилась обратиться в ЕСПЧ, поскольку лишение человека возможности воспользоваться услугами адвоката - это явное нарушение прав человека. Однако у нас есть специалисты по праву, которые помогают как итальянскому бизнесу, так и российскому, а также физлицам.

Как работает система платежей, внедренная ИРТП?

Фердинандо Пелаццо: Мы определились с банком-посредником, он находится в Армении. Вся логистика тоже проходит через эту страну. Я подчеркну, мы не занимаемся секционными товарами, мы работаем исключительно с платежами, которые могут проходить через третьи страны. Логистика через Польшу, Латвию и Армению стоит примерно одинаково. Поэтому мы максимально прозрачны и перед бизнесом, и перед Центробанком.

Все понимают, что санкции влияют на внутреннюю обстановку в стране. Из Европы производства стали уходить в Китай и Турцию

Как вариант мы можем проводить платежи через российский Центробанк. Эта схема нам очень интересна, поскольку так уже работают немцы и французы. Все платежи проходят по SWIFT, и это абсолютно легально. Мы сейчас ведем переговоры с регулятором, чтобы понять, как лучше, чтобы мы выступали в качестве контрагента или они могут сотрудничать индивидуально с каждым нашим членом. Нам важно предложить нашим членам систему, которая работает слаженно и не в ущерб покупателю.

ИРТП ведет переговоры с российским ЦБ в плане сотрудничества. Фото: Сергей Михеев

Ваш прогноз о том, как в 2024 году будут развиваться отношения России и ЕС?

Фердинандо Пелаццо: Очень многое будет зависеть от геополитической обстановки, и тут сложно что-то предугадать. Однако что мы знаем точно, так это то, что в следующем году пройдет целая куча выборов сразу в нескольких странах в Европе, США и России. Все это может поменять геополитическую обстановку в мире. Я вижу определенные знаки как со стороны России, так и со стороны Италии. Они дают мне надежду на то, что ситуация в следующем году будет развиваться достаточно оптимистично и войдет в положительное русло. Я чувствую, что есть желание найти общий язык, чтобы облегчить жизнь игрокам, всем тем, кто занимается несанкционированными товарами. Я надеюсь, что в следующем году появятся попытки смягчить взаимные санкции. И хоть рестрикции никуда не денутся, но, возможно, деловая обстановка станет более прогнозируемой. В общем, на следующий год я смотрю чуть более оптимистически.

Почему двенадцатый пакет санкций не могли так долго согласовать?

Фердинандо Пелаццо: Все понимают, что санкции влияют на внутреннюю обстановку в стране. Еще из Европы стали уходить производства в Китай, Турцию. Каждая страна защищает свою экономику. Поэтому и возникают разногласия внутри ЕС. Однако мы уже видим, что процесс замедления принятия санкций пошел. Хоть пока от них отказываться полностью никто не собирается.