Прочитала в соцсетях - как раз накануне премьеры "Тани": "Сейчас в театре мало спектаклей о чувствах, о любви, разрушающей, всепоглощающей, страстной, бескомпромиссной…" И вот вам - пожалуйста: спектакль о любви, семейном счастье, ревности и одиночестве ("Ведь я люблю тебя, а любить - значит забыть себя, забыть ради любимого. Целые ночи я готова сидеть над твоими чертежами, потому что твои работы стали моими, потому что ты - это я").
Аншлаги, и до февраля билетов нет. Разглядываю публику в зале: совсем молодые, средний возраст и те, кому за 60. Преимущественно женщины. Как во всех театрах. Смотрят "Таню", буквально замерев. Всплакнули. А как благодарно аплодируют в финале, на поклонах!
Классическая мелодрама. Жанр спектакля определен 33-летним режиссером так: восемь картин в поисках счастья.
Удивительно, что вы, режиссер нового поколения, взялись поставить эту сентиментальную пьесу из первой половины ХХ века. С инфантильной главной героиней. Как известно, Арбузов написал ее для актрисы Марии Бабановой, и премьера состоялась в 1939 году в Театре Революции…Кому это интересно сегодня? На какую публику вы рассчитываете?
Вацлав Дембовский: Думаю, от 30 до 70 и дальше…Вот сегодня были в зале и 20-летние.
Удивляет и то, что вы не перенесли действие в наши дни, не наполнили современной речью, не одели героев в современные одежды. Как всегда говорят режиссеры, делающие это - чтобы было понятно, близко и интересно сегодняшнему молодому зрителю.
Вацлав Дембовский: А зачем это делать? Мы немного сократили, двухактную пьесу решили уместить в одно действие. Что-то убрали на репетициях, поняв, что это уже не в нашем времени - во времена Арбузова было другое восприятие жизни, сегодня мы живем быстрее, чем тогда.
На мой взгляд, эта пьеса созвучна любому времени, и в ней есть те проблемы, которые и сегодня возникают в жизни.
Вы даже оставили непонятные молодому зрителю слова: "драга будет установлена на прииске","Был в наркомате. Потом в Главзолоте. Чертежи у наркома". Что за нарком, наркомат? Для молодежи и слова "шельмец", "басмачи" - словно иностранные. Теперь и 1 мая, 7 ноября не празднуют…
Вацлав Дембовский: Это не имеет особого значения. И актеры не акцентируют на этом внимание. Главное - люди и то, что происходит между ними.
Кто посоветовал вам поставить эту пьесу?
Вацлав Дембовский: Был запрос от театра: советская драматургия - Арбузов, Розов, Володин. Я прочел немало пьес, и эта женская история меня захватила. Она про тех женщин, которые мне близки - мама, бабушка.
Они посмотрели ваш спектакль?
Вацлав Дембовский: Нет, к сожалению. Я из Беларуси, Гомеля.
Актрису Анну Щетинину сразу присмотрели на роль Тани?
Вацлав Дембовский: Я ходил на спектакли "Балтийского дома", смотрел актеров. Мы более полугода занимались подготовкой - получили грант Российского фонда культуры, работали с художником, композитором, потом приступили к репетициям. Мне кажется, и Аня, и все актеры - это очень удачный каст.
Кому вы хотели бы показать свой спектакль?
Вацлав Дембовский: Маме. К сожалению, уже не показать его бабушке и моему первому учителю - Воле Васильевне Вахе, это она познакомила меня с театром, когда я приехал в Петербург. Я закончил в 2022 году курс Юрия Михайловича Красовского в театральной академии (мастер - Анджей Бубень), сейчас учусь в магистратуре РГИСИ - у Вениамина Михайловича Фильштинского. "Таня" - мой первый большой спектакль в Петербурге.
Справка "РГ"
Дипломная работа Вацлава Дембовского - "Wi-Fi" по пьесе "Песочница с вайфаем в космосе" И. Васьковской, Д. Уткиной в Темиртауском театре для детей и юношества (Казахстан).
Заявил о себе в проектах "Экспериментальная сцена. Плюс" и "Белорусская новая драма" в "Балтийском доме", а также в режиссерской лаборатории "Современная пьеса" в Театре имени Ленсовета(Петербург). "Таня" - его первый большой спектакль в Петербурге.
Участвует в спектакле "Педсовет" "Театрального проекта 27" (в формате "Театра горожан" - профессиональный театр с непрофессиональными актерами, где заняты реальные учителя из разных школ Петербурга). Играют его на Новой сцене Александринского театра.
В "Балтийском доме" в эти дни вышла еще одна премьера - на Большой сцене - "Попрыгунья" по мотивам одноименного рассказа А.П. Чехова. Режиссер - Александра Мамкаева.