Однако в последние годы в новостях все чаще можно услышать о больших успехах, достигнутых страной в развитии ветроэнергетики. В феврале прошлого года морская ветряная турбина мощностью 13 МВт, самой большой на тот момент единичной мощностью в Азии, сошла с производственной линии в провинции Фуцзянь.
Всего девять месяцев спустя морская ветряная турбина мощностью 16 МВт, возведенная у побережья провинции Фуцзянь, стала новым лидером в мире по единичной мощности. В июне ветряная турбина мощностью 20 МВт, изготовленная в провинции Шаньдун, установила очередной рекорд.
По словам экспертов, такие успехи свидетельствуют о значительном прогрессе Китая в развитии возобновляемой энергетики. Страна стала лидером в этой области, значительно снизив стоимость возобновляемых источников энергии. Этот успех дался нелегко, но Китай накопил огромный опыт, который может помочь другим, в частности развивающимся странам, в продвижении перевода своей электроэнергетики на возобновляемые источники в больших масштабах. Последовательная и всесторонняя политическая поддержка, а также большое значение, которое придается наращиванию потенциала и стандартов производства, являются той основой, которая помогла Китаю занять первое место в мире по возобновляемым источникам энергии.
По данным Государственного управления по делам энергетики КНР, общая мощность ветряных турбин, подключенных к сети, в 2005 году составляла всего 1,06 миллиона киловатт, а к концу прошлого года мощность достигла 365 миллионов киловатт. За это время совокупная установленная мощность фотоэлектрической энергии в стране выросла с 70 тысяч кВт до 392 миллионов кВт, доля в общемировом объеме выросла с менее чем 1,4 процента до более чем 33 процентов.
К концу июня установленная мощность возобновляемых источников энергии в Китае превысила 1,3 млрд кВт, впервые превысив установленную мощность угольных электростанций.
Крупномасштабное развитие возобновляемой энергетики в Китае значительно снизило глобальную стоимость возобновляемых источников энергии, сказал Ван Вэйцюань, замглавы секретариата Китайской ассоциации возобновляемых источников энергии. Благодаря вкладу Китая стоимость производства фотоэлектрической энергии теперь составляет всего 1 цент за 1 киловатт-час электроэнергии на Ближнем Востоке, где затраты на землепользование и финансирование относительно низкие, сказал он.
Ван объяснил это выдающееся достижение последовательной, систематической политикой и индивидуальным подходом, принятыми на разных этапах развития. "Благодаря этой политике был сформирован широкий рынок возобновляемых источников энергии, что, в свою очередь, стимулировало развитие добывающих отраслей промышленности и всей отраслевой цепочки", - сказал он, приведя в качестве примера субсидированную цену на возобновляемую энергию, или "зеленый тариф".
По словам Ван Вэйцюаня, "зеленый тариф", являющийся надбавкой к счетам за электроэнергию, гарантировал компаниям солнечной и ветровой энергетики цены на свою энергию выше рыночных, что помогло привлечь в этот сектор многих инвесторов. Китай также принял специальный закон о возобновляемых источниках энергии в 2005 году, включая развитие возобновляемых источников энергии в свои пятилетние планы с 1996 года и создавая надежный механизм, гарантирующий освоение новых объемов производства возобновляемой энергии. В стране был создан Фонд развития возобновляемой энергетики для поддержки развития сектора.
Хоу Юйхань, директор по маркетингу Goldwind Science and Technology, китайского производителя ветряных турбин, подчеркнула важность "преемственности, стабильности и устойчивости" в политике страны по развитию ветроэнергетического сектора. "С 1990-х годов центральное и местное правительства Китая ввели множество политик, касающихся сектора возобновляемых источников энергии, создав стабильную политическую среду и благоприятные условия для развития ветроэнергетики". В 2020 году Китай объявил, что намерен достичь пика выбросов углекислого газа до 2030 года и добиться углеродной нейтральности до 2060 года. По словам Хоу, постановка Китаем "двух углеродных целей" в 2020 году и рамки национальной политики для реализации этих целей "вывели сектор возобновляемой энергетики на ключевой этап развития".
Страна приняла ряд новых политических мер по управлению энергетическим переходом, в которых приоритет отдается развитию зеленой, низкоуглеродной энергетике, научным и технологическим инновациям, институциональным инновациям, эффективности регулирования и международному сотрудничеству.
Ду Чжунмин, президент Китайского института планирования и проектирования электроэнергетики, заявил, что Китай динамично корректирует свою политику в отношении возобновляемых источников энергии. По его словам, по мере развития технологий и повышения экономической эффективности в секторе возобновляемых источников энергии субсидии на них в Китае постепенно сокращаются: после шести корректировок субсидий на ветроэнергетику и восьми на солнечную энергетику внутрисетевые тарифы на электроэнергию этих двух типов возобновляемой энергии равны тарифам на угольную электроэнергию. "Зеленые тарифы" сыграли роль в поддержке секторов ветровой и солнечной фотоэлектрической энергетики.
1 января 2021 года Китай отменил льготные тарифы для новых проектов солнечной и береговой ветроэнергетики, которые действовали более 10 лет. Прежде чем отменить тарифы, Китай в 2019 году ввел механизм, гарантирующий потребление возобновляемой энергии, установив минимальные уровни регионального потребления.
Ван из Китайской ассоциации возобновляемых источников энергии подчеркнул важность полной системы национальных стандартов и международного сотрудничества в устойчивом развитии отрасли возобновляемых источников энергии. Китай принял множество стандартов, которые охватывают не только производство, но также строительство и эксплуатацию электростанций, что гарантирует долгосрочное и устойчивое развитие сектора и помогает снизить затраты, сказал Ван.
Агентство Синьхуа внесло свой вклад в подготовку этого материала.