Психолог УрФУ объяснила, почему дарить подарки приятнее, чем их получать

Несмотря на непредсказуемую экономическую ситуацию, уральцы стараются положить под елку хотя бы скромный презент домашним и оказать знаки внимания коллегам. Доцент кафедры общей и социальной психологии УрФУ Любовь Оконечникова рассказала, какие факторы влияют на эмоции людей, предпочитающих статус "дарителя" вместо "получателя".
iStock

"Во-первых, это потребность в аффилиации. То есть мы стремимся создавать теплые, доверительные отношения с другими людьми. И приобретение подарка для другого - это шаг навстречу в построении таких связей, их можно трактовать как стремление сблизиться с другим человеком", - поясняет ученый.

Вторая причина связана с эмоциональным интеллектом: при выборе подарка даритель пытается осознать свои и чужие эмоции, чувства и желания.

"Выбор подарка - это своеобразный тренажер своего эмоционального интеллекта. Подбирая подарок, мы развиваем свой эмоциональный интеллект и пробуем мысленно ответить на вопросы, связанные с чувствами значимых для нас людей. Какие эмоции вызывает у меня подарок, который я бы хотел подарить? Какие эмоции вызовет этот подарок у того, кому я бы хотел его подарить? Смогу ли я подобрать такой подарок, который будет приятен, понравится или пригодится близкому человеку? И когда мы угадываем желание человека, это приносит нам положительные эмоции", - добавляет Любовь Оконечникова.

Третья причина покупки подарков - это правило взаимного обмена: если нам оказали услугу, то в ответ хочется сделать так же: человек чувствует себя обязанным "отплатить той же монетой".

"Взаимный обмен может проявляться и на эмоциональном уровне. Подарок - новая вещь, которая вызывает спектр положительных эмоций, таких как радость, восторг, удивление у того, кому дарят, и в процессе дарения, согласно взаимному обмену, возвращаются тому, кто дарит. Желание пережить положительные эмоции с близкими нам людьми подталкивает нас к выбору подарка", - констатирует психолог.

Интересный феномен, влияющий на покупку подарков, отражает прямо противоположные социальные явления: массовидность и индивидуализм.

"С одной стороны, мы подвергаемся массовому влиянию, когда, попадая в магазин, проявляем типичное покупательское поведение: обращаем внимание на нечто привлекательное, переживаем разные эмоциональные состояния, выстраиваем аргументы "за" и "против", наконец, приобретаем товар. С другой стороны, мы проявляем свою индивидуальность. При покупке подарка другому, мы делаем свой выбор, реализуем свои желания. Наиболее ярко наша индивидуальность проявляется, когда мы делаем подарок своими руками или сами его упаковываем. Процесс дарения такого подарка - это самореализация нашей личности, именно такие подарки мы запоминаем больше всего", - заключает Любовь Оконечникова.

Эксперт также отмечает такую психологическую потребность, как желание стать свидетелем чего-то необычного: когда даритель вручает подарок, он надеется увидеть что-то волшебное, разделить радость вместе с тем, кто принимает сюрприз. Однако этот феномен, как поясняет специалист, еще малоизучен.