Очень своевременное начинание. Дело в том, что ныне действующий перечень национальных целей развития был утвержден президентским указом в июле 2020 года, в совершенно другой, мирной обстановке. Сегодня уровень ответственности органов власти за будущее страны намного выше, чем три года назад, поэтому и цели национального развития должны быть другими. Российский народ ждет существенных и быстрых улучшений качества жизни, и движение по этому магистральному направлению должно получить отражение в обновленном перечне национальных целей развития.
Напомним, что сегодня цели национального развития - это а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) возможности для самореализации и развития талантов; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; д) цифровая трансформация.
Первое, что бросается в глаза при анализе этого перечня, эти цели неравноценны. С одной стороны, достижение устойчивого роста населения, то есть повышение рождаемости выше уровня естественного воспроизводства, а также увеличение продолжительности жизни до 78 лет, которое должно опираться на развитие медицинского обслуживания. А, с другой стороны, например, рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к интернету до 97%. При всем уважении к интернету, тут мы видим совершенно неравноценные задачи. Нужны ли в перечне основных целей развития страны второстепенные направления? Точно стоит подумать.
Второе. Достижение некоторых целей выходит за пределы полномочий правительства и других органов власти. Например, они при всем желании не могут заставить россиян участвовать в волонтерской деятельности, обзаводиться детьми, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. А вот создать соответствующую среду, в которой все это станет естественным образом жизни, станет популярным и даже модным, вот это правительству более чем по силам.
Третье. Некоторые целевые показатели нужно переформулировать или уточнить. Например, "обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%". А что касается всей остальной территории страны? Им дороги не нужны? И что такое "крупнейшие городские агломерации", и сколько их в стране? Или вот задача "увеличения числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года". Посещаемость культурных мероприятий - это, конечно, нужный и полезный показатель. При этом гораздо важнее повышение культурного уровня в целом по стране, особенно вовлечение молодежи в культурно-просветительские мероприятия в регионах. То же самое касается задачи "улучшения качества городской среды в полтора раза". Что это такое, кто и как его считает, и не является ли такой индикатор субъективным и управляемым?
Четвертое. Некоторые цели национального развития затруднительно определить в численных показателях. Как оценить результаты "создания условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности"? Или эффективность "системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи"? Важным аспектом при этом является создание условий, чтобы талантливая молодежь неразрывно связывала свое будущее со страной (а в идеале - со своим регионом), была заинтересована созидать и творить в России.
Словом, президент совершенно прав что такая система национальных целей развития нуждается в переформатировании. И с чего же здесь начать, на что опереться?
Президент неоднократно подчеркивал, что повышение качества жизни людей является первоочередной заботой российской власти. Вот из этого я бы и исходил. Что самое важное для повышения качества жизни людей? По-крупному, без деталей, высокое качество жизни подразумевает рост материального благополучия - обеспеченность людей товарами и услугами, здоровье - снижение смертности в трудоспособном возрасте и рост продолжительности жизни, качество образования и возможности для самореализации. Поэтому в число национальных целей развития должно войти повышение реальных доходов населения. В сегодняшнем варианте целей имеется требование роста доходов и пенсий не ниже инфляции, что защищает население от их снижения в реальном исчислении. Пора перейти к требованию роста реальных доходов, на каком уровне - это вопрос для обсуждения, но положительная динамика реальных доходов должна быть закреплена как одна из основных целей развития страны.
Уровень бедности необходимо устанавливать не из требования физиологического выживания, а опираясь на социальные критерии удовлетворения широкого перечня основных потребностей населения. Связанная задача - устранение "рабочей бедности". Для этого минимальный уровень оплаты труда должен быть радикально увеличен. Повышение МРОТ хотя бы до уровня 50% от средней зарплаты - это необходимая составляющая национального развития.
По-прежнему остается актуальной задача повышения продолжительности жизни россиян. Параллельно с этим представляется разумным закрепить цели по снижению производственного и бытового травматизма, заболеваемости, включая заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды, снижению смертности в трудоспособном возрасте, а также в возрасте до 70 лет от различных причин, включая насилие и самоубийства. Среди прочего необходимо рассмотреть вопрос о переходе на такой показатель, как продолжительность здоровой жизни, который более полно соответствует задачам социально-экономического развития страны.
Сохраняет свое значение цель по обеспечению качества российского среднего и высшего образования на уровне лучших мировых образцов. Достигнуть этого непросто, особенно с учетом прогресса других стран, тем не менее, это направление развития остается совершенно необходимым для будущего страны. При этом мы не должны втягиваться в конкуренцию со странами коллективного Запада по их правилам и на их условиях, однако сравнивать себя с лучшими образовательными практиками дружественных стран - настоятельная необходимость.
Не потеряла своей актуальности задача повышения производительности труда - именно на этом фундаменте должно основываться благополучие нашей страны. В действующем варианте национальных целей развития указывается на необходимость наращивания инвестиций, но, по-моему, на проблему надо смотреть шире, потому что инвестиции - это один из инструментов, но далеко не единственный. Помимо наращивания вложений в экономику необходимо закрепить цель развития передовых технологий, основанных в том числе на использовании искусственного интеллекта.
И, наконец, возможности для квалифицированного труда, создания своего дела и самореализации в трудовой деятельности. Чем больше возможностей для квалифицированного и успешного труда, развития малого предпринимательства, тем выше будет доля людей с высокими доходами. Поэтому критериям достижения этой цели развития может быть рост доходов при условии снижения дифференциации населения по этому показателю.
В общем, работа предстоит большая. Однако очевидно, что выработка простых, прозрачных, понятных и измеримых целей национального развития будет способствовать консолидации общества и развитию страны.
Для определения целей национального развития России важно в текущий момент сформулировать образ будущего, которое мы строим. Очевидно, что наша философия должна быть при этом основана на осознании Россией себя как особого государства-цивилизации, уважающей Запад, но достаточно уважающей себя, чтобы идти своим путем и выстраивать будущее исходя из императивов суверенитета: мировоззренческого, финансово-экономического и технологического.
При этом в основу национальной идеи может быть положен принцип "Развивая себя - развивай свою страну". Первая часть формулы (Запад) в фокусе внимания держит человека, его личностное развитие, личностный, профессиональный и карьерный рост, достижение им всех важных для него целей. Вторая часть формулы (Восток) посвящена конкретному вкладу человека в развитие общества и страны. Общее выше частного. В конечном счете каждый из нас желает оставить добрый след в истории страны и памяти потомков. Начать можно со своего подъезда, дома, организации, постепенно двигаясь к уровню района, города, всей страны.