Алгоритм эксперимента таков: сначала врач должен поставить пациенту диагноз на очном приеме. Повторную консультацию пациент сможет получить онлайн, при этом есть опция выбрать для нее другого врача из той же клиники или из ее подразделения в другом регионе. Врачи же из пилотных клиник смогут удаленно уточнять или корректировать поставленный ранее диагноз, назначать или изменять лечение, а также выписывать электронные рецепты на лекарства.
Это направление в нашей стране развивается особенно заметно после принятия в 2017 году закона о телемедицине. Так, по данным исследования BusinesStat, в период с 2017 по 2019 год число медицинских телеконсультаций выросло почти в 6 раз, до 1,07 миллиона приемов. А в 2021 году врачи провели уже более 4,95 миллиона телемедицинских консультаций, что на 9,7 процента больше, чем годом ранее. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия входит в пятерку стран-лидеров по объему внедрения технологий телемедицины с показателем проникновения таких услуг в 14 процентов. Для сравнения: этот показатель в Китае составляет 58 процентов. Так что эта технология все еще играет гораздо меньшую роль, чем могла бы: международный опыт показывает, что дистанционное оказание медпомощи быстрее развивалось в странах с большой территорией и наличием удаленных населенных пунктов, пояснил "РГ" председатель Академического совета программы "Управление бизнесом" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, председатель совета директоров компании "Доктор рядом" Максим Чернин.
- Сейчас телемедицинские консультации в основном включаются в программы добровольного медицинского страхования или становятся частью экосистемных сервисов, - говорит эксперт. - Лишь отдельные клиники стараются активно встраивать телемедицину в свою систему взаимодействия с пациентами. В последние несколько лет наиболее активно развиваются дистанционные консультации психологов и психотерапевтов, причем как в формате социального пакета работодателя, так и в формате в2с. Возможно, экспериментальный правовой режим ускорит темпы распространения телемедицинской технологии.
Это возможно благодаря появлению качественной связи и телеком-инфраструктуры. Например, компания МТС обеспечила Междуреченскую многопрофильную больницу Кемеровской области телеком-инфраструктурой. Это позволит врачам и медперсоналу пользоваться цифровыми сервисами и возможностями современной IP-телефонии. С помощью фиксированного интернета и специального оборудования сотрудники клиники смогут участвовать в интернет-конференциях, консультировать онлайн, проводить виртуальные совещания и планерки.
К интернету подключены более 140 специальных IP-телефонов с возможностью аудиоконференцсвязи и переадресации вызовов на мобильные. В перспективе с их помощью можно проводить совещания по видеосвязи. IP-телефония поможет оптимизировать как саму связь в больнице, так и расходы на нее. В клинику также интегрированы более 120 видеокамер, которые будут обеспечивать безопасность медиков и пациентов. Всю территорию больничного комплекса покрывает сеть 4G от МТС: пациенты могут пользоваться быстрым мобильным интернетом и оставаться на связи с близкими. Также в палатах и местах отдыха предусмотрена техническая возможность подключения цифрового телевидения - IPTV.
Чтобы подключить компьютеры медиков к высокоскоростному интернету, специалисты провели к больничному комплексу волоконно-оптическую линию связи. Кроме того, МТС построила резервный канал связи для обеспечения бесперебойной работы цифровой инфраструктуры клиники.
"Современная медицина во многом полагается на цифровые решения. Широкополосный доступ в интернет поможет врачам использовать все возможности телемедицины: проводить и слушать видео лекции, следить за трансляцией хирургических операций, консультировать онлайн и так далее. А IP-телефония сделает комфортней и эффективней коммуникацию между сотрудниками больницы. В будущем многоканальность поможет клинике оптимизировать работу регистратуры: свести к минимуму количество пропущенных звонков от пациентов и сократить время ожидания на линии", - говорит директор МТС в Кемеровской области Руслан Бекиров.
В рамках телемедицины продвигаются не только базовые услуги, но и дистанционная психологическая помощь, продукты проверки состояния здоровья (чекапы), ассистентские медицинские услуги (помощь в подборе врача и клиники), отмечает Максим Чернин.
С помощью телемедицины сегодня пациент может получать целый ряд медицинских сервисов:
- консультации в режиме реального времени, в том числе "второе мнение";
- запись на очный прием врачей и различные диагностические процедуры;
- получение собственных медицинских данных;
- перенаправление на исследования или к нужному "узкому" специалисту для обследования и постановки диагноза;
- получение цифрового рецепта на необходимые препараты.
Цифровые сервисы также позволяют любому человеку вести контроль основных параметров своего здоровья - веса, артериального давления, пульса. А также учитывать свои физические нагрузки, составлять и контролировать рацион питания, вести его дневник и т. д.
Однако следует учитывать, что телемедицина не может заменить полноценное посещение больницы и проведение комплексного обследования или лечения. Кроме того, не все категории граждан имеют оборудование, необходимое для проведения удаленных медицинских консультаций. Да и не весь медицинский персонал обладает достаточными техническими навыками для проведения консультаций по видеосвязи. Но для тех врачей, кто ими владеет, цифровые технологии предоставляют поистине неограниченные возможности
- Они позволяют передавать большие объемы данных на значительные расстояния, что упрощает процесс диагностики с помощью коллег и проведение консилиумов, - рассказала "РГ" эксперт портала телемедицинских консультаций Arimed Екатерина Курбатова. - Оцифровка медицинских данных упрощает их отправку, получение, управление ими и их хранение. С помощью цифровых технологий врачи могут вести мониторинг состояния пациентов с хроническими заболеваниями.
Все это увеличивает доступность медицинской помощи для населения, в том числе для жителей удаленных и труднодоступных регионов. Это может также сократить расходы на медицинское обслуживание и помогает развитию профессиональных навыков врачей.
Помимо этого, эксперты отмечают и другие преимущества - широкую географию: цифровые сервисы позволяют получать медицинские услуги везде, где есть интернет. При чем у любого, даже уникального, специалиста в онлайн-формате. А также удобство хранения медицинской информации.
Пилотный эксперимент по расширению возможностей телемедицины, несомненно, откроет пути для более широкого ее использования на благо пациентов.