Ребенок уже восемь лет борется с лейкозом. За это время было три рецидива болезни. Единственным шансом на спасение оставалась пересадка костного мозга. Донором стала мама, однако развилось тяжелейшее осложнение - реакция "трансплантат против хозяина" (РТПХ). Это когда полученный от донора костный мозг и его иммунная система начинают атаковать организм реципиента. Причем тут реакция оказалась очень сильной: были поражены суставы, желудочно-кишечный тракт, глаза, слизистые... Кожа превратилась в рубцовую ткань, пальцы рук срослись. Начался некроз большого, что привело к необходимости удаления поврежденной ткани. Палец стал короче.
Одновременно ребенку был пересажен маленький кусочек кожи матери. И он хорошо прижился! Это дало хирургам надежду на то, что приживется и палец, если его пересадить. Ведь мальчик утратил функции кисти: он не мог делать даже элементарное движение. К сожалению, как пояснил заведующий травматологическим отделением N 3, ведущий кистевой хирург клиники Владимир Заварухин, собственный палец с ноги мальчика подойти не мог. Потому что и на ногах пальцы были сросшиеся, с рубцовой тканью. Идея обсуждалась врачами разного профиля. Все понимали, идут на риск: в России нет опыта донорских пересадок кисти и пальцев. Проблему обсудили с мамой ребенка: она согласилась опять стать донором, на этот раз пальца.
- Операция прошла хорошо. Но целый месяц, пока полностью не сняли повязку, я постоянно думал, приживется или нет. Ведь статистики нет. Да, новый иммунитет ребенка должен воспринять палец как свой. Нас волновало "место стыка" - где соединяются ткани ребенка и мамы. Срастутся они или нет. Срослись! - подводит итог Заварухин.
На данный момент все хорошо. Врачи уверены: утраченные функции кисти удастся восстановить.