"У текущей бюджетной политики есть два абсолютных приоритета. Первый из них - это национальная безопасность, второй - социальная стабильность, так как любая экономическая политика может быть признана успешной только в случае, если она сопровождается повышением уровня качества жизни населения", - отметил директор ИНП РАН, член-корреспондент РАН Александр Широв. Социальная политика по-прежнему остается приоритетной для государства. В федеральный бюджет на 2024-2026 годы заложены средства на увеличение пенсий, зарплат и детских пособий.
"В рамках бюджетной политики продолжается поиск инструментов для решения демографических проблем, которые стоят не только перед Россией, но и перед многими странами. На реализацию нацпроекта "Демография" в 2024 году выделяется 882,5 млрд руб. - это 30% от общей суммы расходов бюджета. Акцент сделан на поддержке семей и рождаемости, повышении эффективности предоставляемых социальных трансфертов", - рассказала проректор по научной работе Финансового университета при правительстве РФ Светлана Солянникова.
Одни из основных целей нового бюджета - это преодоление вызовов, связанных с санкционными ограничениями, и технологическое развитие страны, поэтому в ближайшие три года вырастут расходы на национальную безопасность и поддержку промышленности. "В числе приоритетов отраслевой структуры расходов федерального бюджета мы видим поддержку станкостроения, автомобиле- и судостроения, авиационной промышленности, микроэлектроники и беспилотных систем. Причем на поддержку промышленности гражданского назначения в бюджете предусмотрено порядка 2,7 трлн руб. на три года. А рост расходов на национальную оборону фактически составляет 38,6% от общей суммы расходов", - подчеркнула Светлана Солянникова.
В то же время расходы федерального и региональных бюджетов на НИОКР снизятся. "При наличии приоритета в области национальной безопасности мы видим, что номинальные расходы на исследования и разработки в области обороны и безопасности в перспективе ближайших трех лет снизятся. В целом расходы на прикладные научно-исследовательские работы сократятся с 1 трлн руб. в текущем году примерно до 600 млрд рублей в 2026 году", - отметил Александр Широв.
Будет сокращаться и объем межбюджетных трансфертов регионам, запланированных на ближайшие три года. "Мы знаем, что практика может отличаться от того, что было утверждено, тем не менее сокращение объема межбюджетных трансфертов - это наша новая реальность на ближайшие три года. Изменится и структура трансфертов: при повышении доли нецелевых трансфертов и дотаций доля субсидий и иных целевых трансфертов, скорее всего, сократится или останется в прежних объемах", - отметил директор Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ Владимир Климанов.
Для эффективной реализации бюджетной политики следует в первую очередь решать проблемы налоговой системы, которая обеспечивает доходную часть бюджета, полагает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Кирилл Никитин. "Без предсказуемой налоговой системы трехлетний бюджет на второй и на третий годы останется не более чем намерениями", - полагает эксперт.
Эксперты сошлись во мнении, что приоритетные направления бюджетных расходов в ближайшие три года могут быть скорректированы. Это связано с переформатированием национальных проектов. "Очевидно, что будет выработана новая система национальных проектов, приняты системные решения по развитию ключевых секторов экономики, в том числе по программе семейной политики, - отметил член Правления ВЭО России Андрей Клепач. - Мы находимся в преддверии формирования новой экономической политики. Это в том числе приведет к новой бюджетной политике, и мы получим бюджет, направленный на развитие и решение структурных проблем, а не бюджет реагирования на шоки и инерцию".