Айрат Разифович, раньше оборудование в основном завозилось из Европы и США, а кто сейчас наши поставщики?
Айрат Рахматуллин: Все, что ранее мы планировали поставить, как и прежде, закупается: флюорографы, маммографы, компьютерные томографы, МРТ и многое другое. Да, покупать стало сложнее с точки зрения логистики, но не скажу, что это невозможно. Мы стали работать на опережение, то есть сегодня уже заключены контракты на поставку оборудования в 2024 году - более тысячи единиц. К счастью, появляется все больше российских аналогов, которые по качеству не уступают зарубежным. Так что проблемы здесь мы не видим.
Руководство республики ставит нам задачу, чтобы оборудование не просто поставлялось в больницы, но еще и эффективно работало. Мы запустили систему мониторинга, которая как раз отслеживает эти показатели. Об опыте внедрения такой системы я рассказывал на совещании федерального Росздравнадзора. Наш опыт рекомендовали тиражировать другим регионам. Поэтому здесь у нас есть повод гордиться.
Мы постоянно слышим о проблемах в обеспечении лекарствами льготной категории граждан. У этого вопроса есть решение?
Айрат Рахматуллин: Проблема связана с разными нюансами. Во-первых, все-таки имеется определенное санкционное давление, в связи с чем часть лекарств иностранного производства ушла из оборота. При этом у нас опять-таки есть аналоги российского производства, эффективность которых не хуже зарубежных, но население успело привыкнуть к импорту. Иногда из-за этого и возникает недопонимание. Во-вторых, у нас очень большое количество льготников и регионального, и федерального значения - более 738 тысяч. Это шестая часть населения республики. Почему так много? Потому что мы сейчас активно занимаемся выявлением заболеваний на ранней стадии. Приходит много оборудования, мы непрерывно обучаем наших специалистов, выстраиваем инфраструктуру больниц, открываем ФАПы, становимся ближе к населению. Это все приводит к такому эффекту. И это нормальный процесс, но, конечно, требует больших бюджетных средств.
Как обстоят дела со строительством, ремонтом медицинских учреждений?
Айрат Рахматуллин: За последние три года мы построили более десяти крупных объектов здравоохранения. В этом году открыли поликлинику в микрорайоне Затон. Там у нас получилось три в одном: взрослая и детская поликлиники плюс женская консультация. Очень удобно для пациентов. Во время визита в Уфу в больнице побывал министр здравоохранения России Михаил Мурашко, он остался доволен увиденным.
На очереди поликлиники в Баймаке и Месягутово. Их откроем прямо перед Новым годом. Также строится поликлиника в Кармаскалах. На этапе завершения находится больница в селе Большеустьикинском.
В планах возвести новые поликлиники в Учалах, Благовещенске, Янауле, Аскино. Строим много модульных ФАПов. В этом году их 84, в следующем будет более 50.
С точки зрения инфраструктуры сильнее всех отстает, как это ни удивительно, Уфа. Очень много здесь приспособленных помещений. Поэтому на следующий год заходим в столицу республики с программой по модернизации и оснащению медицинских учреждений. В 2024 году будет выделено 500 млн рублей, потом каждый год по 1,5 млрд рублей до 2030 года. Также в Уфе построим госпиталь для ветеранов войн.
Помещений все больше, стены стоят, кабинеты оборудованы, а специалистов хватает?
Айрат Рахматуллин: В целом в республике трудятся более 70 тысяч медработников, из них 15 тысяч - это врачи, более 30 тысяч - работники среднего звена. Дефицит кадров есть. Мы над этим постоянно работаем. В 2023 году запустили региональную программу, по которой врачи, переехавшие работать в села, получают 3 млн рублей в течение трех лет. Желающих оказалось много, так что программу будем продолжать. В этом году ею воспользовались 50 специалистов. Кстати, наш опыт рекомендован к тиражированию в других регионах.
Ключевыми мерами поддержки наших медработников являются программы "Земский доктор" и "Земский фельдшер". Выплаты по первой из них в нынешнем году получили 81 врач, 48 медработников со средним образованием на общую сумму 144,5 млн рублей. По программе "Земский фельдшер" - 33 сотрудника по 500 тысяч рублей. Также по заявке минздрава республики федеральным ведомством нам выделено дополнительное финансирование на общую сумму более 88 млн рублей.
Мы по всем направлениям стараемся работать на опережение. Запустим проект «Доктор в доме» в Кузнецовском затоне Уфы. Его суть в том, чтобы при строительстве нового жилого комплекса закладывались помещения под кабинеты педиатра и терапевта. Это поможет решить первичные вопросы. Пациенты смогут сдать анализы, пройти ЭКГ, пройти консультацию в пределах родного квартала. Если хорошо пойдет, будет распространять этот опыт и в других микрорайонах.
Как обстоят дела с медицинским туризмом? За какими врачебными услугами едут к нам жители других регионов?
Айрат Рахматуллин: У нас сильный офтальмологический кластер, травматология, кардиология. Сейчас запустим новый корпус в кардиоцентре и станем проводить уникальные операции, которые не выполняются в других регионах страны. Скоро откроется Центр детской онкологии и гематологии, где мы планируем проводить трансплантацию костного мозга, там даже установили криобанк. Будем лечить в том числе пациентов из других регионов.
По привлечению средств мы работаем, так сказать, по всем фронтам. Недавно приезжал руководитель фонда "Круг добра". Нам удалось с помощью этого фонда дополнительно привлечь более 4 млрд рублей на лекарственное обеспечение детей с орфанными заболеваниями.
Мы понимаем, как тяжело сегодня быть медицинским работником, которому жизнь бросает все новые вызовы. Есть случаи профессионального выгорания? Как это можно предотвратить?
Айрат Рахматуллин: Да, нагрузка колоссальная. Наши работники всегда достойно справляются с новыми вызовами. Они буквально жили в ковид-госпиталях во время пандемии, теперь помогают коллегам на подшефных территориях в ЛНР и ДНР, служат в медицинской роте. Конечно, выгорание есть. Мы сейчас изучаем лучшие корпоративные практики, активно привлекаем профсоюз для организации спортивных и командообразующих мероприятий. Кстати, 4-5 января состоится Международный турнир по мини-футболу между медработниками. Приедут врачи из других стран, мы выставляем свою сборную. Такие мероприятия и объединяют, и обеспечивают смену деятельности, некую передышку. .
Хочу затронуть тему безопасности наших работников. Когда, например, наш молодой фельдшер, да любой другой сотрудник выезжает на вызов, то он должен чувствовать себя в безопасности. Мы направили в Госдуму ряд законодательных инициатив, принятие которых позволило бы защитить наших работников и наказать тех, кто поднимает руку на людей в белых халатах. Здесь надо принять жесткую позицию. В Башкирии тоже были такие случаи. Их надо пресекать.