- Когда я пришел на первый курс университета, мы убирали снег на территории. И тогда я подумал, что круто было бы создать какого-то "помогатора". Мы его еще так и называли - "Помогатор-5000" - как в мультсериале "Фиксики", и он бы вместо нас, студентов, все бы делал, - рассказывает Артем Радченко. - Потом в сельское хозяйство начали активно приходить квадрокоптеры. Только у них есть проблема: они летают 12 минут максимум, а потом их нужно сажать, менять аккумулятор, запускать снова. И это натолкнуло на мысль, что "Помогатор" мог бы подвозить на поля орошающие вещества, гербициды, жидкости, те же аккумуляторы, а оператор, который был бы там же, просто контролировал процесс. И мы начали разрабатывать универсальное решение, чтобы механизировать труд в сельском хозяйстве, упростить работу на предприятиях.
Параметры сельхозровера предусматривают длину до двух метров (в зависимости от навесного оборудования) и высоту также около двух метров. Предполагается, что его использование не потребует от будущих владельцев каких-то особенных знаний: сервис-менеджеры смогут приезжать в хозяйства, устанавливать все необходимое и программировать технику. Аграриям нужно будет только использовать пульт для пуска и уточнения задач.
Сейчас ученые собирают действующий прототип, который будет проходить испытания в полевых условиях. Закончить планируют к середине февраля, а уже к маю - выйти на рынок с мелкосерийным производством на мощностях одного из российских тракторных заводов. Базовая модель будет стоить около 300 тысяч рублей, а решение "под ключ" - порядка 1,2 миллиона рублей.
Разработка вызвала бешеный интерес со стороны бизнес-сообщества. В день общения с корреспондентом "РГ" Артем Радченко встречался с потенциальными инвесторами, а за сутки до этого он со своей командой защищал идею создания сельхозровера в "Сколково". Самим авторам проект кажется более сильным, чем другие подобные (в том числе за рубежом), выступающие конкурентами, но надо дождаться результатов практических испытаний.
Стоит отметить, что это уже не первое решение для сельского хозяйства, связанное с современными технологиями, которое предлагают ученые и разработчики из ставропольских вузов. Например, в середине года Северо-Кавказский федеральный университет заявил о разработке своих специалистов - об уникальной системе анализа почвы с беспилотных летательных аппаратов. Главным тут является использование сразу двух беспилотников, которые образуют радиолокационную зондирующую систему. В отличие от схожих методов, где главным инструментом является спутник, этот гарантирует более подробную детализацию, а также ускоряет сбор и обработку информации. Ведь часто данные, которые можно получить с помощью показателей диэлектрической проницаемости земной поверхности, нужны аграриям оперативно. Особенно если речь идет о влажности или наличии тех или иных микроэлементов в почве.
- Сегодня основное условие внедрения технологий точного земледелия, совокупно способных повысить продуктивность агропрома на 20 процентов, - обеспечение потока точной и своевременной информации о физико-химических параметрах почвы. Отечественная разработка радиолокационной зондирующей системы может в автоматическом режиме собирать все необходимые данные этого типа, - считает автор технологии заведующий кафедрой инфокоммуникаций СКФУ Геннадий Линец.
Кстати, еще один ставропольский ученый - замдиректора по научной работе Института цифрового развития СКФУ Владимир Антонов - занимался разработкой роевого интеллекта для беспилотных машин. Особенно перспективной является работа с наземными роботами, а не беспилотными летательными аппаратами, которые сейчас на слуху, говорит ученый. По его мнению, потенциал наземных дронов можно использовать наиболее эффективно. Простор для их применения в агропромышленном комплексе особенно велик.
- Я живу в Ставропольском крае и хотел бы делать роботов для сельского хозяйства. Со временем мы сможем перейти к "умным" складам и фабрикам, - рассказывает Владимир Антонов. - Представьте животноводческое хозяйство. Уже сегодня можно поставить датчики отслеживания состояния здоровья коров, автоматизировать кормление и уборку. Но пока нет ни автономных молоковозов, ни роботов для работы в коровниках. Кстати, даже в комбайне, который считается беспилотным, сидит оператор.
Серьезным вопросом является то, много ли инновационных разработок ученых доходят до конечного потребителя - обычного фермера. Если авторы роверов представляют достаточно четкие планы выхода на рынок и смело отвечают на вопросы о цене, производственных базах и модели дистрибуции, то о других проектах зачастую перестаешь слышать после того, как закончено создание их технической модели. Директор Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов считает, что сложности на маршруте "идея - продукт" и правда есть, но их можно устранить.
- Как мне кажется, здесь важно, чтобы заводы-производители более тесно взаимодействовали с научными учреждениями. Например, можно открывать научно-производственные центры в формате филиалов кафедры на предприятиях. Такие сочетания дают гораздо более ранний эффект, - говорит Тлисов. - Также в ряде проектов нужно проводить работу по ускорению процедуры сертификации. Дело в том, что даже незначительные технические внедрения, которые с точки зрения науки могут повысить эффективность, требуют достаточно длительного согласования с контролирующими структурами. Часто это министерства или структуры, которые отвечают за сертификацию тех или иных продуктов.
Впрочем, как считает Азамат Тлисов, то, что не все идеи ученых превращаются в конечный продукт здесь и сейчас, не означает, что разработчикам нужно останавливаться. По мнению ученого, это работа на вырост. И конъюнктура складывается так, что в ближайшее время российским производителям нужно будет все больше решений от своих ученых - отечественных. И тогда инновационные разработки начнут внедрять на заводах с поразительной быстротой.