Легендарная субмарина - главный экспонат этого музея. После реставрации она выглядит как новенькая, будто сошла со стапелей совсем недавно, а не в далекие 1950-е. Свежеокрашенное оборудование можно не только рассмотреть вблизи, но и потрогать. Отсеков - девять. Внутри так называемого отсека-донора, где прежде работал реактор, теперь установлен макет действующей ядерной установки в натуральную величину, поясняют представители проекта "Остров фортов". Ее тоже можно безопасно изучить во всех деталях: не помешают ни защитные перегородки, ни дополнительные инженерные системы. Исследуя отсеки, можно составить и представление о том, как отдыхали подводники: на каких кроватях спали, какие книги читали, за какими столами вели записи.
На фоне технической и бытовой исторической "начинки" субмарины светятся современные устройства, без которых сложно представить музей XXI века: интерактивные мониторы (многие - в форме иллюминаторов) и монофоны, проекции с анимациями. Все очень информативно: можно узнать, например, каким был распорядок дня подводников, где и как хранились продукты на подводной лодке, как устроены ее рули и другие механизмы, каков сегодня потенциал военно-морского флота России и многое другое. Причем информация будет понятна посетителям всех возрастов и профессий.
Помимо истории самой подлодки - от разработки проекта до боевой службы, - экспозиция рассказывает о гениальных ученых и инженерах, благодаря которым появилось это достижение научной мысли. В их числе - главный конструктор субмарины Владимир Перегудов, проектировщики атомной энергетической установки Анатолий Александров и Николай Доллежаль. Не забыты и первые командиры АПЛ - герои Советского Союза Лев Жильцов, Леонид Осипенко, а также другие выдающиеся люди, судьба которых тесно связана с "Ленинским комсомолом".
Кроме того, на подводной лодке, как в настоящем музее, есть и документальный архив, собранный вместе с ветеранами-подводниками: фотографии, которые ранее нигде не выставлялись, письма моряков и другие свидетельства эпохи.
- Сегодняшнее радостное и мощное событие напоминает нам о том, что наша страна первой запустила человека в космос, построила атомную подводную лодку и отправила ее на Северный полюс, где она всплыла, - подчеркнул заместитель главнокомандующего ВМФ России Владимир Касатонов. - Это равнозначные достижения. Над ними трудилась вся страна, но сегодня мы вспоминаем тех, кто сконструировал эту лодку, подарил ей "сердце" - атомный реактор, подготовил к службе, обучил экипаж.
Сегодня трудно представить, но еще недавно К-3 выглядела совсем по-другому. Почти 70 процентов "начинки" атомохода было утрачено или не подлежало восстановлению - время не щадит даже флагманов флота. Как уже рассказывала "РГ", спасенную от утилизации лодку ювелирным образом передислоцировали из Мурманской области через два моря и Ладожское озеро в Петербург, где ее ждала сложнейшая реставрация. Около 80 процентов проржавевшего легкого корпуса заменили. Почти полгода ушло на приведение в порядок интерьеров и оборудования, а также воссоздание утраченных приборов и деталей. Одной из самых сложных задач стало превращение специфичного пространства подлодки с ее маленькими помещениями в современную музейную территорию. И после реставрации субмарина как будто стала гораздо просторнее, так что по ней запросто можно водить экскурсионные группы.
Перед открытием экспозиции АПЛ в Кронштадте представили монумент, посвященный академику Анатолию Александрову - он был научным руководителем проекта создания первого отечественного атомохода и сам курировал весь процесс строительства. Моряки называли его "отцом советского атомного флота".
С 27 декабря побывать на подводной лодке можно будет в составе организованных групп до 12 человек, которые обещают формировать каждые 15 минут. Продолжительность экскурсии - 35 минут.
Первая советская атомная подводная лодка (головной корабль проекта 627 "Кит") была заложена на заводе №402 в Северодвинске 24 сентября 1955 года. Свой вклад в ее создание внесли 135 предприятий и институтов страны. 17 декабря 1958 года атомоход вошел в состав ВМФ. Одной из его задач стало испытание навигационного оборудования.
В 1991-м "Ленинский комсомол" вывели из состава флота, а в 2005 году отправили в Северодвинск на утилизацию. Но корабелы выступили с идеей спасти легендарный корабль, сделав его музеем. Однако она стала реальностью только спустя годы. В 2020-м стартовал совместный проект "Острова фортов", ВМФ России и Объединенной судостроительной корпорации по музеефикации АПЛ.
Длина лодки - 107 метров (это единственный в мире подводный атомоход таких размеров, который экспонируется на суше в крытом помещении)
Водоизмещение - около 4750 тонн
Масса - 2558 тонн
Длина водного пути в процессе передислокации в Кронштадт - 2 000 километров