Поделиться

Бизнес на юге ожидает разрешения полетов в аэропорт Краснодара

Бизнес с нетерпением ожидает, когда заработает южная аэрогавань. Главное условие - безопасность полетов.
Пресс-служба аэропорта Краснодара / РИА новости

Недавно самолет Sukhoi SuperJet 100 вылетел из Минеральных Вод и совершил посадку в аэропорту Краснодара. Воздушное судно выполнило успешный тестовый рейс, который показал высокую техническую готовность авиагавани. Но главное условие открытия аэропорта - безопасность полетов.

Рейсы в 11 аэропортов юга и центральной части России для гражданских самолетов были ограничены Росавиацией 24 февраля 2022 года, сразу как началась специальная военная операция. В Ростовской области приостановил работу аэропорт Платов, в Краснодарском крае - хабы в Краснодаре, Анапе и Геленджике. Также без полетов остались Симферополь и Элиста. Работать в ЮФО продолжили только аэропорты Сочи и Волгограда. При планировании маршрутов власти рекомендовали пользоваться аэропортом в Минеральных Водах и Ставрополе.

Однако на прошлой неделе онлайн-табло аэропорта Шереметьево пополнилось рейсами в Краснодар. Полеты в закрытую последние год и восемь месяцев авиагавань должны были возобновить уже на этой неделе, считали представители отрасли. Три компании даже обозначили свои рейсы: "Аэрофлот", "Победа" и "Уральские авиалинии". Оптимизм внушил именно успешно выполненный технический рейс авиакомпании "Азимут".

Впрочем, как отметили "РГ" в пресс-службе компании "Аэродинамика" (управляет аэропортами Сочи, Анапы и Краснодара) на прошлой неделе, все зависит от НОТАМ (аббревиатура от англ. Nоtice To Air Missions) - извещения, рассылаемого авиационными властями. Оно содержит информацию о работе аэропорта, имеющую важное значение для персонала, связанного с полетами. С 24 февраля прошлого года НОТАМ относительно деятельности закрытых аэропортов рассылается примерно раз в две недели. Нынешний запрет действует до 28 декабря.

Сотрудникам южных аэропортов, пребывающим в режиме вынужденного простоя, выплачивается две трети заработной платы. Но многие остаются на местах. Операторы поддерживают в рабочем состоянии аэродром и технику для обслуживания судов, ежедневно дежурят подразделения наземного обслуживания и аэродромная служба. Любая из закрытых аэрогаваней готова принять рейсы государственной или специальной авиации.

Терминалы также не закрыты в дневное время - продолжают работать справочные службы, авиакассы и представительства авиакомпаний. Службы эксплуатации зданий и транспортной безопасности поддерживают функциональность аэровокзальных комплексов. Проводятся все необходимые ремонтные и профилактические работы, от восстановления и ремонта взлетных полос и перронов до обновления различных технологий и навигации в терминалах и на привокзальной площади.

Кроме того, в аэропортах Анапы и Краснодара проводились экскурсии для профориентации студентов и школьников. Молодежи демонстрировали тренировку различных служб.

Ранее аэропортам для частичной компенсации издержек в два этапа государство выделило субсидии. Выплату для каждого рассчитывали по формуле: число "потерянных" пассажиров (с учетом статистики 2021 года), умноженное на ставку на одного пассажира. Величина ставки постоянно менялась.

При этом в 2022 году на поддержку 11 аэропортов юга было выделено 7,5 миллиарда рублей. В феврале 2023 года стало известно, что Росавиация ожидает субсидии, равной прошлогодней.

В аэропорту Краснодара началась масштабная реконструкция. Сейчас, например, ведутся подготовительные работы для строительства нового терминала рядом с действующим. Его площадь расширится с 12 до 80 тысяч квадратных метров. Собственник обещает завершить объект в 2025 году.

- Безусловно, аэропорт откроется только при полной уверенности в безопасности полетов, - отмечает руководитель агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Возобновление полетов - позитивный сигнал для всех участников авиационной деятельности и бизнеса. Главными выгодополучателями станут жители как самого Краснодара, так и близлежащих регионов.

По мнению Пантелеева, эффект от возобновления полетов именно в Краснодаре наивысший, так как он даже в пандемию демонстрировал рост пассажиропотока и является одним из крупнейших на юге. Например, ростовский аэропорт Платов по итогам 2021 года обслужил 2,9 миллиона пассажиров (минус 4,9 процента по сравнению с 2019-м), а краснодарский Пашковский - пять миллионов (плюс 8,7 процента по сравнению с 2019-м).

Ключевым фактором для открытия аэрогаваней является то, что на языке страховщиков называется "военным риском".

- Если представители Минобороны подтвердят, что возобновление полетов в тот или иной аэропорт не сопровождается серьезным риском, то такое решение вполне возможно, - говорит Пантелеев. - Конечно, нужно выждать время, посмотреть, как будет развиваться ситуация. После этого принимать взвешенные решения, так как масштаб остановки аэропортов беспрецедентен для отечественной авиации.

Работающие аэропорты - это увеличение перевозок, прежде всего, на внутренних направлениях, и авиационная мобильность населения, уверены опрошенные "РГ" представители бизнеса.

- Мы, затаив дыхание, слушали новости о возможном возобновлении работы аэропорта, буквально молимся, чтобы это счастье случилось, - рассказала "РГ" совладелица санатория в Адыгее Татьяна Мамонтова. - Ведь жители Майкопа и наши гости пользовались именно им. Да, мы стабилизировали ситуацию, но работать тяжело. Нашим гостям сложно добираться до Адыгеи, они тратят на дорогу в два-три раза больше времени, чем раньше. Ближайшие работающие аэропорты - Минводы и Ставрополь, приходится возить людей оттуда.

- С нетерпением ждем, когда краснодарский аэропорт снова заработает, так как ближайшие находятся от нас далеко, - говорит исполнительный директор туристической компании "Судаков тревел" Наталья Судакова. - Это существенно упростит логистику. Многое также зависит от того, сообщение с какими регионами будет открыто.