27.12.2023 06:00
Поделиться

Древние сосуды обрели сакральное значение и стали символом государственной власти при династии Шан

3900 лет назад на пике могущества династии Шан китайские мастера отлили огромный бронзовый сосуд, его называют четырехножником "Хоумуу". Столь внушительный артефакт признан образцовым, так как был изготовлен по лучшим технологиям того времени: добыча руды, плавка металла, транспортировка, составление сплава, отливка, украшение и формовка. В целом процесс изготовления был очень долгим.
Медиакорпорация Китая

Название четырехножника "Хоумуу" выгравировано на стенках сосуда и переводится как "Мать императора по фамилии У".

Бронзовый четырехножник весит 832,84 кг. Для полного его изготовления требовались большое количество опытных мастеров, не менее тонны металлической руды и гигантская плавильная печь. Проанализировав линии, оставшиеся после литейной формы, специалисты предположили, что изготовить его могли несколькими способами. По одной из версий его отливали по частям. По другой - сосуд был сделан по технологии литья в землю, а ручки к нему были добавлены позже. Сложность этого метода в том, что необходимо было тщательно регулировать скорость литья, так как части сосуда имели разную толщину и состав сплава, поэтому время их охлаждения тоже было неодинаковым. Чтобы вылить этот четырехножник, возможно, пришлось предпринять множество попыток.

На тот момент цивилизация Древнего Рима еще не достигла своего расцвета, а шумеры, которые положили начало Бронзовому веку, изготавливали из сплава меди и олова в основном предметы повседневной необходимости.

В эпоху династии Шан жертвоприношения и войны имели первостепенное государственное значение. Из бронзы шанцы делали ритуальную утварь и оружие. Именно тогда появились первые китайские изделия, относящиеся к культуре Бронзового века.

По сей день не утихают споры относительно четырехножника "Хоумуу". Многие эксперты считают, что иероглиф в конце названия - это имя жены императора У Дина Фу Цзин. Ведь в захоронении другой его жены Фу Хао было найдено два идентичных четырехножника с надписью "мать императора по фамилии Синь". Надписи на гадальных костях птиц и животных и черепашьем панцире содержат много информации о Фу Цзин и Фу Хао. Обе они управляли пожалованными им землями и принимали активное участие в важных государственных делах. Фу Хао была сильна в военных делах, а Фу Цзин хорошо знала земледелие. И если Фу Хао имела контроль над армией, то Фу Цзин контролировала ритуалы, связанные с сельским хозяйством. Сельское хозяйство было основой государства, важнейшим приоритетом.

Другим интересным артефактом позднего периода династии Шан признан четырехножник "Дахэ", украшенный лицами, похожими на женские. Иероглиф "хэ" из надписи "Дахэ" на сосуде означает "зерно". Таким образом, есть предположение, что прямоугольные четырехножники наполняли зерном для обрядов жертвоприношения Земле, а круглые треножники - мясом, чтобы принести жертву Небесам. Древние китайцы считали, что небо круглое, а земля квадратная. Земля соответствовала женскому началу "инь" и символизировала матерь всего сущего. Четырехножники использовались в обрядах жертвоприношения Земле, и проводили их женщины знатного происхождения.

В китайском языке бронзовые сосуды на четырех или трех ножках обозначаются иероглифом "дин". Со временем такие сосуды приобрели сакральное значение и стали символом государственной власти, а само понятие "дин" прочно закрепилось в словах и выражениях, обозначавших нечто величественное, торжественное, почетное и знатное.

Четырехножник "Хоумуу" (самый большой из подобных сосудов) является ценной утварью, которая таит в себе секретный код династии Шан. В его безмолвном величии отражены великолепие и мощь ушедших эпох.