Знаменитый артист Тянь Ляньюань создал огромное количество выдающихся работ (от "Повествования о династиях Суй и Тан" до "Генералов семьи Ян"), которые любят и знают миллионы китайских семей. Слушатели высоко ценят талант, эрудицию и остроумие артиста, его владение речью, доходчивую и правдоподобную манеру исполнения.
В одном из своих интервью знаменитый артист как-то сказал, что жанр "пиншу" - это живой раритет китайской культуры. Есть версия, что разговорный жанр зародился во времена династии Тан и процветал в эпоху Сун, но, по мнению Тянь Ляньюаня, жанр "пиншу" возник раньше. Об этом свидетельствует керамическая фигурка времен династии Восточная Хань. Она изображает артиста, выступающего с пением и прибаутками. У него повязка на голове, в левой руке он держит барабан, в правой - барабанную палочку. Артист весело улыбается и как бы топает ногами.
В "пиншу" исполнители не используют какой-либо реквизит. Для выступлений они берут с собой всего три вспомогательных предмета: складной веер, деревянный брусок и носовой платок. С их помощью актер "пиншу" может исполнить все, что угодно. Веер, брусок и платок используются китайскими сказателями более тысячи лет.
Знаменитый мастер слова Тянь Ляньюань родился в 1941 году в Чанчуне (провинция Цзилинь) в семье артистов. Его отец был популярным актером-сказителем, чья карьера прервалась из-за болезни. Тянь Ляньюань вынужден был бросить школу, юноша начал изучать традиционное исполнительское искусство. Первым его наставником и учителем был отец. Каждый день Тянь Ляньюань по несколько часов занимался на саньсяне (трехструнный щипковый инструмент). Морозными зимами и жарким летом он ни на день не прекращал практиковаться. Юноша должен был ежедневно читать вслух отрывки из разных произведений. Причем даже небольшие из них иной раз состояли из нескольких сот предложений. В 17 лет Тянь Ляньюань уже дебютировал на сцене как исполнитель "пиншу". Несмотря на то, что он очень тщательно готовился к дебюту, спектакль прошел при полупустом зале. Молодой артист был сильно разочарован и страшно огорчен этим. Но вскоре юноша смог собраться и преодолеть свою неуверенность.
Вот как вспоминает Тянь Ляньюань первые свои выступления: "Никто не слушал мои повествовательные рассказы, поэтому я ничего не зарабатывал. Помню, как в те годы я прочитал в каком-то журнале поучение, которое запомнил на всю жизнь. "Если ты жизнеспособен, то будешь как семя. Оно может упасть не в плодородную почву, а в груду разбитой черепицы. Но вера в то, что испытания помогают человеку расти, поможет подняться, несмотря ни на какие трудности".
Позже мы поехали в Янлюцин, где я целый час выступал на разогреве перед вечерним шоу. Меня слушало несколько десятков человек, и я был очень доволен, так как это была моя публика".
В конце 1959 года Тянь Ляньюань был принят в Бэньсийскую труппу песенно-сказительного искусства в провинции Ляонин. Ему поручили играть аккомпанемент на саньсяне для артистки Лю Цайцинь, которая позже стала его женой. Отец Тянь Ляньюаня умер вскоре после того, как он женился. Затем скончались дедушка с бабушкой, и на его плечи легло бремя заботы о всей семье. В 1961 году Тянь Ляньюаню, наконец, выпал шанс возобновить карьеру артиста-сказителя. Днем он играл на саньсяне, а ночью исполнял "Повествование о династиях Суй и Тан".
Когда-то традиционные выступления сказителей в жанре "пиншу" происходили в ограниченном пространстве, за столом. Из-за статичности и однообразной манеры исполнения зрители после долгого слушания уставали и теряли интерес. Чтобы сделать повествование более привлекательным, Тянь Ляньюань включил в свои выступления элементы боевых искусств, тем самым добавив в представление динамику. Успех у публики и овации подтвердили, что он на верном пути. Это добавило ему уверенность, а его любовь к своему жанру с годами только укреплялась.
Раньше для актера "пиншу" самым важным было создать образ персонажа. Если он живой, то и рассказанная история оживет. Пожалуй, именно из-за лаконичности выразительных средств разговорный жанр считается одним из наиболее сложных в актерском искусстве.
Мастер Тянь Ляньюань о своем жанре говорил так: "Представить какую-то историю одному исполнителю непросто. Как одному артисту воссоздать целую сцену? Во многом это зависит от интерпретации, толкования, умения по-актерски, образно описать, от восприятия и воображения. В этом исполнительское искусство - оно помогает создавать образы".
В 1985 году Тянь Ляньюань был приглашен на телевидение провинции Ляонин для записи спектакля "Генералы семьи Ян" в жанре "пиншу". Артист стал первым, кто исполнял с экрана телевизора, ведь разговорный жанр "пиншу" рассчитан преимущественно на слушателей.
Среди множества персонажей китайской классики, сыгранных знаменитым артистом, одним из любимых публикой стал честный чиновник Коу Чжунь. Артист наделил его шэньсийским акцентом и смешной манерой говорить. Тянь Ляньюань рассказывал, что когда они записывали программу, нужно было внести очень большие сокращения. Это могло быть захватывающей историей, с острым сюжетом или философскими размышлениями, или чем-то очень смешным и остроумным, или какой-то иной историей. Актеру пришлось тогда учитывать все эти варианты, перерабатывая сюжет "Генералов семьи Ян". "Я не мог рассказывать эту историю так, как делал это раньше, пришлось мириться со спецификой телевидения. Каждый выпуск длился 20 минут. Мне нужно было очень быстро добираться до сути, в ускоренном темпе рассказать историю, пришлось тщательно отрабатывать свою речь", - вспоминает Тянь Ляньюань.
Чтобы сделать традиционный жанр более интересным для современной публики, Тянь Ляньюань продолжал творческий поиск. В 2010 году вместе с коллегами с телевидения он выпустил новую программу "Из искры возгорится пламя". Этот сюжет был посвящен истории и героической борьбе Компартии Китая, от ее основания до создания армии. Действие то и дело перемещалось из телевизионной студии в места исторических событий. Создание этой программы стало не только творческим вызовом для Тянь Ляньюаня. Артисту на тот момент было уже 70 лет. Вместе со съемочной группой они объездили огромное количество мест, побывали в более чем 10 уездах и поселках трех провинций. На съемки ушло несколько месяцев.
Вспоминая об этом телевизионном проекте, работе над сценарием, Тянь Ляньюань отмечал, что Компартия Китая прошла путь тяжелейшей борьбы. Из небольшой она стала массовой, из не очень сильной поначалу превратилась в мощную структуру. И это актуально всегда, об этом важно писать в любое время. Каждый день артист знакомился с документами, архивными материалами, проверяя всю необходимую для работы информацию. Во всем нужно было сохранять предельную точность. Время, места, люди, события - никаких художественных домыслов. В чем-то работа над сценарием напоминала написание очень серьезного доклада.
Всю свою жизнь Тянь Ляньюань посвятил тому, что рассказывал людям самые разные истории. Актер создал уникальное наследие, ему внимали несколько поколений слушателей. Сейчас в свои 80 лет он по-прежнему увлечен делом всей своей жизни. Простой народ в Китае всегда любил слушать "пиншу" и смотреть традиционную оперу. Жанр "пиншу" всегда был очень популярным. Люди с удовольствием и огромным интересом слушали сказителей, пересказывали эти истории друг другу. И хотя разговорный жанр с течением времени претерпевал изменения, он постоянно развивался и хранил мощный жизненный потенциал. Слушатели и зрители предъявляют к исполнителю очень высокие требования. Рассказчик должен знать очень многое, включая обычаи, традиции, уклад жизни в разные эпохи и разных местах, менталитет и диалектные особенности. Актер-сказитель должен понимать, как в целом устроено общество, и добавлять массу фактов в свое повествование. У искусства, как постижения нового, нет пределов. Тянь Ляньюань выразил надежду, что жанр "пиншу" будет развиваться вместе с современной эпохой, впитывать новое, выходить за рамки и пользоваться неизменной любовью публики.