27.12.2023 06:00
Поделиться

Изделия из трехцветной керамики воспринимаются как один из обязательных символов эпохи Тан

Задрав голову к небу, верблюд будто поет: у него приоткрыт рот, и даже виден загнутый вверх кончик языка, который словно дрожит от звука. А на спине верблюда сидят на подставке несколько музыкантов... Эта очень необычная погребальная статуэтка была найдена китайскими археологами в 1959 году в танской гробнице Чжунпуцунь, в западном пригороде Сианя. Она признана шедевром среди погребальных статуэток из трехцветной керамики эпохи династии Тан.
Медиакорпорация Китая

Такие низкотемпературные гончарные изделия покрывались свинцовой глазурью, в которую древние мастера добавляли окиси металлов, содержащие медь, железо, кобальт и другие элементы. В процессе обжига при изменении температур образовывалась глазурь самого разного цвета. В большинстве случаев получались три ярких и чистых цвета, поэтому глазурь называют "трехцветной".

Керамические фигурки в основном использовали как погребальный инвентарь. В период расцвета династии Тан они служили обязательным атрибутом для церемонии пышных похорон. Позже изделия из трехцветной керамики стали воспринимать как один из обязательных символов эпохи Тан.

В те времена верблюдов называли буквально - "несущие мешки". Этим животным было под силу преодолевать долгий и нелегкий путь из далеких западных земель на Восток. Их нагружали прекрасным вином, драгоценными камнями и даже музыкальными инструментами.

На спину нашего верблюда (из танской гробницы) накинут небольшой ковер с ромбовидным узором. На нем в разных позах сидят семь музыкантов в тюрбанах и длинных халатах с узкими рукавами. Лица всех обращены вовне, они сидят, по-восточному скрестив ноги, и вдохновенно музицируют.

Фото: Медиакорпорация Китая

Среди инструментов можно увидеть пайбань. Это очень звонкая трещотка, которая задает основной ритм. Лютня пипа дает главный звук. Звук ее басовых струн подобен внезапному ливню, а тонких - тихому любовному шепоту. Флейта пайсяо по форме напоминает крыло феникса, ее звучание ассоциируется с мягко плывущими облаками. Звук поперечной флейты хэнди чарующий и переливчатый, а флейты сяо - чистый и протяжный. Тембр у арфы кунхоу - нежный, серебристый. Ее часто использовали для аккомпанемента во время выступления придворных артистов. Звучание губного органчика шэн напоминает курлыканье журавля, который летит к солнцу, заходящему за горы Ушань... Музыканты сидят вокруг поющей женщины. Ее волосы собраны в прическу, типичную для танского времени. Правая рука вытянута вперед, а левая откинута назад, губы слегка приоткрыты...

Период расцвета династии Тан был очень ярким. Император Тан Сюаньцзун любил и ценил все прекрасное. Он был покровителем искусств. При нем открывались придворные школы для актеров, певцов, музыкантов. Император издал специальный указ, согласно которому музыкальные представления могли включать иностранную музыку, а танцы можно было исполнять, даже сидя или стоя. Примечательно, что сам император великолепно играл на многих западных инструментах. Так что статуэтка с музыкантами на верблюде - вполне жизненный сюжет, подсмотренный талантливым мастером-керамистом.