Основной рост инфляционных ожиданий в ноябре пришелся на семьи со сбережениями (39 процентов). Кроме того, после двухмесячной паузы, по данным ЦБ, в ноябре наблюдался и рост индекса потребительских настроений. Помимо этого, в ноябре, по данным опросов ЦБ, до 41 процента (в октябре было 37) выросла доля семей с потребительскими кредитами или займами - прежде всего на покупку непродовольственных товаров или автомобилей.
Потребительские расходы вообще бьют все рекорды. К увеличению потребления подталкивают растущая инфляция, снижающийся курс рубля и ожидаемое снижение доступности кредитов. При этом потребительский спрос заметно переориентировался на рынок непродовольственных товаров. Игорь Поляков, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), считает, что именно потребление непродовольственных товаров росло опережающими темпами. Это объясняется бурным ростом доходов, зафиксированным Росстатом.
По данным опроса, проведенного Росстатом во всех субъектах РФ, индекс потребительской уверенности во втором квартале 2023 года вырос на 3 процентных пункта. Улучшения наблюдались во всех возрастных группах. Однако, по данным "Сбериндекса", расходы домохозяйств на товары и услуги во втором квартале стали расти медленнее, чем в первом.
Что касается инфляционных ожиданий населения, то они, по опросам ИнФОМ, заметно возросли. Рост зафиксирован только у людей без сбережений. У тех же, кто имеет сбережения, ожидания не изменились. Респонденты сообщали о сильном росте цен на услуги ЖКХ, лекарства, чай, кофе и яйца. Чаще стали сообщать о значительном росте цен на сыры и колбасы, одежду, обувь и кожгалантерею. Согласно опросам ИнФОМ, в 2023 году граждане ожидают инфляцию 12,2 процента, в то время как верхняя граница прогнозного коридора ЦБ на 2023 год не превышает 8 процентов, а ориентир на 2024-й предполагает замедление показателя до 4 процентов. "Инфляция по прошлому году у нас 12 процентов, это официальные данные, в реальности она гораздо больше. Из этого вытекает падение реальных доходов населения, - говорит директор Института социально-экономических исследований при Финансовом университете Алексей Зубец. - Кроме того, важным тормозом потребительской активности являются страхи людей..."
Цены в России начали расти еще в 2020 году. В 2021-м инфляция была уже вдвое выше целевого уровня. В 2023 году она, по прогнозам, тоже вряд ли будет низкой. Отсюда изменения в экономическом поведении граждан.
Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор. Они отмечают устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Тем не менее, как сообщил Центробанк, потребительские настроения россиян пока застыли на максимуме 2018 года. То же и в отношении сберегательных настроений. По опросам ИнФОМ, проведенным по заказу ЦБ, в июле 2022 года более 70 процентов респондентов не смогли ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов в заявили лишь 7 процентов (в первом квартале было 18, во втором 14). Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29 процентов выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется появлением параллельного импорта.
Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте 2022 года, и в первом квартале наблюдался рост расходов на 4,7 процента. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2 процента. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки? "Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада, подготовленного Центром развития ВШЭ. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17 процентов, а свежих фруктов - на 13), отказом от привычных услуг и развлечений.
ЦБ зафиксировал снижение потребительских настроений граждан в сентябре к уровню февраля 2023 года. Основная причина тому - рост инфляции. Отсюда - растущая склонность граждан к сбережению. Доля опрошенных, предпочитающих откладывать свободные деньги, возросла к августу до 53,2 процента, а доля предпочитающих тратить, снизилась до 28,4 процента.
В ближайшее время спрос на товары и услуги начнет слабеть, а разгон инфляции вновь заставит граждан проявлять умеренность в тратах.