Речь в экспозиции идет о необыкновенном месте в провинции Сычуань, где на холме Саньсин были впервые найдены загадочные артефакты с тысячелетней историей. Началось все в 1929 году в поселке Чжэньу, где местный крестьянин во время полевых работ обнаружил нефритовые изделия.
Сейчас в местечке Саньсиндуй находится одноименный музей, в котором хранятся оригинальные находки. Желание остальных жителей Китая увидеть все своими глазами решила воплотить команда художников, реставраторов и исследователей. Так родилась экспозиция "Привет, Саньсиндуй!" которая успешно открылась и проходит в музее Пекина.
Почувствовать творческий подход и фантазию организаторов выставки можно уже на входе, где каждому посетителю вручается бумажная маска - копия той знаменитой золотой находки, вызвавшей восторг и удивление, порождение разных фантастических гипотез о происхождении царства Шу. С этой маски, которая одновременно служит и билетом, и картой, и информативным буклетом, начинается путешествие к шедеврам древности, в пространство цифровых технологий и исторических артефактов.
Выставка, к которой ее создатели готовились полтора года, - это сочетание современных технологий, исторических фактов, копий реликвий, найденных за годы раскопок, а также эмоций самих авторов, их отношение к истории и загадкам древней китайской цивилизации царства Шу, обитавшей на территории теперешней провинции Сычуань.
Необычный путь избрали создатели выставки для того, чтобы продемонстрировать чудесные находки, отсылающие на несколько тысяч лет назад. Пройти через ворота света и тени сквозь время, через тысячелетия, благодаря световым эффектам, задаться вопросами и искать на них ответы предлагают всем гостям выставки.
Ощущение, что сквозь летящий золотой дождь двигаешься в пространстве к единственной цели - маске, возникающей на экране то тут, то там, проплывая в иероглифах, которые можно активировать нажатием, чтобы высветилось изображение. Интерактивность - вообще самый привлекающий фактор в этой современной экспозиции. Мы ведь так мечтаем дотронуться до шедевров, ощутить течение времени и структуру материала, а организаторы и рады предоставить такую иллюзию первооткрывателя каждому. Нажимаешь на экран, и маска проявляется сквозь поток золотого песка. Она - как нить для всей экспозиции, будет встречаться в той или иной форме практически в каждом зале. А их - пять.
На выставке нашли отражения в свете и тенях наиболее знаковые артефакты, найденные археологами в 38 километрах от столицы провинции Сычуань города Чэнду в местечке под названием Саньсиндуй.
Небеса и звезды, облака и течение времени, поры года и пейзажи сменяют друг друга, открывая тайны артефактов, найденных за многие годы в Саньсиндуй. Проходя через ворота света и тени, можно попасть в этот неизведанный мир таинств и загадок древней цивилизации, вглядеться в лица и маски, в орнаменты на их одеждах, в животных и птиц, в диковинные создания, которым нет однозначных объяснений, а высказываются только гипотезы, увидеть точные копии всего представленного, а также побывать в виртуальном мире, искусно, с большим вкусом сотворенным создателями экспозиции. Точность и уважение к фактам - основной критерий для комплексной и большой задачи, решенной группой художников, реставраторов и исследователей за полтора года.
Всего на выставке представлено пять залов, в которых можно утолить не только свое любопытство к деталям, но и окунуться в мир прошлого, благодаря различным эффектам света, цвета и тени, использованию современных технологий и фантазии организаторов этого чуда.
В одном из залов на фоне сменяющих друг друга пейзажей журчащей воды, зелени лесов, возвышающихся вершин гор и бесконечного звездного неба можно поохотиться за артефактами, нажимая на надписи и световые знаки, потоком пробегающие по экрану. Своеобразная игра сразу же включает посетителя в атмосферу загадочности и непредсказуемости любых находок.
А их в процессе посещения выставки придется пережить довольно много. Атмосферность и желание вовлечь зрителя в эпоху древней и загадочной цивилизации царства Шу, приглашая их стать сооткрывателями.
Открывает экспозицию бронзовая статуя, в руках у которой находится то ли меч, то ли скипетр, то ли палка, то ли дерево, а то ли вообще ничего (каждый может решить для себя это сам в силу своих знаний или фантазии). У ученых на этот счет нет точного мнения, тем более что найденный артефакт был извлечен с пустыми руками. Но судя по позе стоящего, которому приписывают статус жреца, он все же что-то, да держал. Кстати, эта бронзовая статуя считается самой большой среди найденных находок в мире, принадлежавших тому времени.
После можно приступить к обзору пространства, информативно наполненного фактами, датами и фотографиями начала процесса раскопок и успехов, достигнутых учеными. Ну, а потом посетителей ожидают различные пространства, где погружение в историю становится порой физически ощутимым. Как удалось создать такое волшебство и что явилось главным мотивом и вдохновением для создателей этой иммерсивной выставки, я обратилась к ее организатору Сунь Чао, который в культурной индустрии работает уже больше 10 лет.
- Меня очень интересует то время и эта удивительная культура. Как только я познакомился с этими находками, я был очарован и вдохновлен ими. Для подготовки и планирования выставки ушел год, и еще около шести месяцев пошло на воплощение этой идеи. Конечно, пришлось пройти через многие испытания. Прежде всего, наша команда - это абсолютные незнакомцы для археологического и исторического сообщества, занимающегося темой Саньсиндуй. Поэтому на протяжении довольно длительного времени нам самим пришлось изучать культуру Саньсиндуй, разговаривать с экспертами, постигать процессы обработки и реставрации находок. Ведь мы воссоздаем артефакты, используя современные технологии, оживляем их. Нам пришлось заручаться поддержкой научного сообщества и разговаривать со специалистами по многу раз, обсуждая различные детали. У нас еще осталось довольно много материала неиспользованного, потому что мы уважаем исторические факты и пока не знаем всей правды о находках. В нашем случае проект - это сочетание истории и искусства.
Для простого зрителя возникает очень много вопросов, связанных с культурой Саньсиндуй. Это очень таинственная история. Некоторые видят в масках, животных и других предметах черты, характерные для индейской культуры. Мы довольно глубоко погружались в тему и нашли некоторые подтверждения, связанные с Саньсиндуй, например, отраженные в древней книге "Каталог гор и морей", где описание ритуалов и других традиционных действий людей того времени очень созвучны и соотносятся с теми реликвиями, которые были найдены в провинции Сычуань. Основываясь на книге и нашем понимании артефактов, мы попытались интегрировать эти находки с культурой, с их использованием в древности для того, чтобы публика, придя на выставку, лучше понимала предназначение реликвий и артефактов Саньсиндуй.
Мое знакомство с этой древней культурой тоже началось с золотой маски. Но моей задачей было сделать выставку более интерактивной и иммерсивной, чтобы зрители как можно больше впечатлений и информации восприняли и взяли с собой, узнали больше о культуре и истории. Всего мы используем пять пространств, пять залов, в каждом из которых свое информативное наполнение. Начинается все с пещеры погружения, продолжается золотым светом, не прекращающим своего движения, потом все переходит в пространство 360 градусов, где отражена вся пятитысячная история и где появляются изображения четырех загадочных животных, после этого идет комната с копиями артефактов, а затем возникает снова маска в 3D-изображении, где использованы самые разные современные технологии. И все для того, чтобы привлечь зрителя, погрузить его во время и атмосферу.
Говоря о процессе работы, безусловно, это было непросто, но я очень рад, что воплотил свою мечту, что, уважая историю, мы воссоздали основные артефакты с помощью цифровых технологий, благодаря чему люди лучше узнают и ближе познакомятся с древней культурой. Я определил это своей миссией, и хотя было сложно, но я очень рад, что мы сделали возможной такую выставку. Она оценена и музеем, и публикой, отмечающей особенности современного подхода, использования новых цифровых технологий, возможностей света и тени. К сожалению, еще не все наши идеи удалось воплотить в экспозиции из-за нехватки бюджета. Но это дает нам пространство для развития, для продолжения, чтобы еще ярче представить культуру Саньсиндуй для зрителей. Для меня главное выражение этой выставки было отражено в нашем слогане, с которым я полностью согласен. Там написано: "Эта культура была сокрыта и спала тысячи лет, но, когда она заблистала снова, то восхитила весь мир". Этот вывод наиболее созвучен нашему проекту, который мы воплотили. Но я считаю, что сделал только первый шаг, потому что за скобками выставки еще осталось так много артефактов, о которых хочется рассказать. Например, золотой стержень, для которого у нас придумывается уже что-то особенное, включающее нашу креативность и открывающее новое пространство для творчества. Так что, как говорится, продолжение следует.
Многие артефакты, найденные в последнее время, еще недостаточно исследованы. Как признался Сунь Чао, пока не совсем понятно, к какому точно времени они принадлежат и что отражают. А это, в свою очередь, дает надежду, что в будущем появятся новые экспозиции, в которых очередные тайны местечка Саньсиндуй откроются, дополнив картину достижений тех древних эпох. А зрителям во многих крупных городах, куда потом отправится выставка, будет чему удивляться и о чем поразмыслить, как сделала это я, долго еще вспоминающая все эффекты и сопоставляющая факты услышанного и увиденного со своим воображением.