До этого никакого стандарта на этот счет не существовало. Хотя, по оценке главы Роскачества Максима Протасова, российский рынок доставки еды за последние 2,5 года вырос более чем на 20%. При этом появляется все больше возможностей для тех, кто хочет быстро и удобно заказать еду из предприятий общепита домой или в офис.
"Высокая популярность услуги, обусловленная быстротой и удобством, при отсутствии унифицированных требований к ее оказанию и послужили причинами разработки и принятия отдельного стандарта для данной области", - пояснил глава Росстандарта Антон Шалаев.
Так, по ГОСТу продукция для доставки должна соответствовать техническим регламентам, документам по стандартизации и технологическим документам исполнителей услуг общественного питания (ТУ, СТО, ТК и ТТК).
Ассортимент продукции для доставки может включать кулинарные полуфабрикаты, блюда, напитки, кулинарные, кондитерские и хлебобулочные изделия, которые потребитель выберет из меню заведения или изготовленные по индивидуальному заказу. Предприятия общепита самостоятельно определяют ассортимент блюд и изделий, которые они будут доставлять с учетом спроса и возможностей соблюдения в процессе транспортировки технологических характеристик продукции, заявленной в документах, и обеспечивающих их безопасность.
Продукция из общепита может предусматривать доготовку: заправку, разогрев, смешивание отдельных компонентов и т.п. При этом некоторые блюда целесообразно доставлять в виде отдельных ингредиентов, а потребитель самостоятельно смешивает перед употреблением.
В стандарте установлены требования к разным форматам доставки: "собственная доставка" (силами организаций общепита), доставка через агрегаторов (онлайн-платформы), через операторов услуг. Стандарт предусматривает как контактный способ доставки, так и бесконтактный (через продуктоматы), который все еще остается актуальным в периоды сезонных заболеваний.
Для доставки может использоваться многоразовая упаковка (термобоксы, термопакеты, термосы, термосумки и другая посуда) и потребительская упаковка (пластиковые или картонные контейнеры, лотки, бутыли, тубы и т.п.) с плотно закрывающимися крышками.
Оговаривается в ГОСТе, например, что сроки доставки, указанные на сайте/в мобильном приложении заведения общепита, являются ориентировочными. Фактические сроки доставки могут быть меньше или больше по причинам, не зависящим от исполнителя услуг доставки и курьера (в том числе, загруженность дорог, количество (пик) заказов на указанное время, погодные условия и прочее). При наличии таких обстоятельств исполнители услуг доставки не признаются нарушившими сроки доставки.
Среди требований к курьерам - наличие медицинской книжки, среди необходимых навыков - умение ориентироваться в городе, "наличие способности коммуникации с потребителем услуг доставки".
"Утверждение ГОСТа на доставку продукции общественного питания обеспечит грамотное и качественное обслуживание потребителей вне заведения", - считает Максим Протасов.
При разработке ГОСТа был изучен как мировой опыт доставки еды, так и опыт российских компаний.
Стандарт вступит в силу с 1 мая 2024 года.