Игорь Викторович, уходящий год был объявлен президентом России Годом педагога и наставника. Как это отразилось на работе компании?
Игорь Лузанов: Очень важно, что государство уделяет огромное внимание вопросам педагогики, наставничества и взращивания профессионалов. Тем более в условиях острого дефицита рабочей силы во всех отраслях народного хозяйства.
У нас институт наставничества активно начал развиваться пять-шесть лет назад, когда стало очевидно, что традиционных форм подготовки оперативного персонала - вводных инструктажей, стажировок и дублирования - недостаточно. Люди на станциях работают со сложным оборудованием, от их умений, знаний и навыков напрямую зависит благополучие жителей больших городов, в которых мы работаем. И в деле развития наставничества, я считаю, мы взяли хороший темп и имеем конкретные результаты.
Так, у нас в филиале уже больше двухсот наставников, которые обучают вновь принятых или имеющих небольшой стаж сотрудников, создана система их мотивации, эта работа основательно регламентирована. Ежегодно проводим конференции, на которых по четким критериям определяем лучших наставников, конкурсы, по итогам которых награждаем лучших из лучших. В компании работает учебный центр, в котором самих наставников обучают основам педагогики. Ведь мало просто быть опытным и умелым работником, надо еще и уметь свои опыт и знания передать. И то, что президент России объявил 2023 год Годом педагога и наставника, укрепило нас в понимании того, что это направление мы совершенно правильно выделяем в качестве одного из корпоративных приоритетов.
Одна из традиционных для энергетики форм наставничества - это трудовые династии. Можете ли привести примеры такой преемственности в СГК?
Игорь Лузанов: Если говорить про Новосибирск, то это, конечно династия Голдобиных-Стуковых, трудовой стаж которой насчитывает свыше 170 лет. С 1941 года, когда сюда был эвакуирован Василий Константинович, родоначальник этой династии, очень многие члены семьи продолжают его дело. Это и дети, и внуки. Династии Гринкевичей - больше 150 лет, Побудины - общий стаж более 120 лет. На Алтае Андришины - 190 лет, Кузмины, Радченко... Перечислять можно долго. Прекрасно, что такие династии существуют. Самое важное - там нет случайных людей, это сотрудники, у которых энергетика в крови, которые с самого раннего детства начинают понимать дисциплину, специфику нашей работы. Среди тех, кто к нам приходит и остается надолго, слабаков нет. Это совершенно точно.
Проблемы на рынке труда сегодня на слуху у всех. Насколько остро в компании стоит кадровый вопрос?
Игорь Лузанов: Здесь я разделил бы ответ на две части.
Во-первых, если говорить о структуре дефицита, то, с одной стороны, есть оперативный и ремонтный персонал компании, который работает внутри наших подразделений. Здесь кадровая проблема, конечно, существует, но она не слишком острая. Есть вакансии, мы стараемся их заполнять, корректируем размер оплаты труда для ключевых сотрудников. Если нам нужен работник цеха тепловой автоматики и измерений, а на рынке он "стоит" столько-то, то деваться некуда. Их или, например, машинистов мостовых кранов немного. Но в целом, повторюсь, ситуация нормальная. Другое дело - подрядчики. Здесь мы видим дефицит. Техника есть, а людей не хватает.
Во-вторых, при решении кадровой проблемы стоят две задачи. Первая - привлечь работника, вторая - удержать. И здесь важную роль играет сильный бренд работодателя. Любой человек предпочтет работать в надежной и стабильной компании, а не в конторе-однодневке. И в этом смысле СГК, в целом энергетика, отличаются тем, что в любые времена будет обеспечивать города теплом и энергией. Стабильность, я бы сказал, безоговорочная. И это хороший стимул при выборе места работы. Да и средний уровень зарплаты у нас выше средней по регионам. Это также важно для привлечения и удержания людей.
Но это не означает, что можно сидеть сложа руки. Если компания сегодня не занимается взращиванием сотрудников, то долго она не проживет. По-этому мы активно проводим дни открытых дверей, проф-ориентационные мероприятия в школах, есть инженерный класс. В следующем году совместно с Алтайским политехническим университетом открываем кафедру "Тепловые и электрические станции". Там на базе колледжа будут готовить специалистов со средним техническим образованием для работы на станциях. Учить не проектированию котлов и турбин, а обслуживанию агрегатов. На первых порах компания будет поддерживать лучших студентов стипендиями, а в перспективе мы надеемся, что эта специальность получит и бюджетные места.
Что касается удержания кадров, то важно заметить - компания дает много возможностей для самореализации. Это и спортивные мероприятия, и КВН, и деятельность молодежного актива. В СГК также действует "Фабрика идей" - сотрудники внедряют на своих предприятиях интересные технические решения и новшества по разным направлениям работы компании. И еще важнейший момент - мы создаем современные, комфортные, безопасные условия труда.
Перейдем к болезненной теме - ремонту теплосетей Новосибирска. В этом году было немало жалоб на работу подрядчиков, на общую культуру производства ремонтных работ, а некоторые работы по финальному благоустройству в итоге перенесены на весну.
Игорь Лузанов: Конечно, проблемы есть, и они во многом и вытекают из ситуации на рынке труда. Подрядчикам не хватает рабочих рук, и если в металле они успевают завершать работы, чтобы не допускать снижения надежности теплоснабжения, то благоустроить - не всегда. Объемы работ серьезно выросли. В прошлом году отремонтировали девять километров сетей, в этом - уже 20, на следующий год планируем 34 километра.
Надо понимать, что много лет таких объемов не было. И, конечно, подрядчики подрастеряли не только специалистов, но и компетенции. И да, на нескольких участках - улицах Выборной, Комбинатской, Связистов, Революции - придется завершать работы по благоустройству в следующем году. Но мы считаем, и этот подход разделяют органы исполнительной власти муниципального и регионального уровня, что лучше сделать немного позже, но лучше. С комплексным благоустройством, озеленением и полной гарантией качества.
Сегодня 70 процентов тепловых сетей Новосибирска эксплуатируются свыше 25 лет. Если говорить о нормативах, то по факту требуется замена абсолютно всех сетей. С прошлого года город Новосибирск отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. Это позволит СГК в ближайшие годы инвестировать в ремонт сетей около 20 миллиардов рублей, что значительно уменьшит остроту проблемы.
Разумеется, мы постоянно проводим контрольные объезды объектов, на которых работают подрядчики, проводим штабы по реализации инвест-программы. Мы стараемся дать горожанам оперативную информацию обо всех работах, отлаживаем механизмы обратной связи. У нас работает Центр обслуживания клиентов, разнообразные цифровые платформы, включая мобильное приложение, группы в социальных медиа и так далее. Но, на мой взгляд, сделано еще недостаточно. Есть над чем работать, добиваясь того, чтобы потребитель по принципу одного окна получал качественную, профессиональную и оперативную информацию обо всем, что происходит в городской энергетике. Которая удовлетворит даже самых любознательных.
Есть ли какие-то новости по теме переработки золошлаковых материалов?
Игорь Лузанов: Позитивные сдвиги есть. Здесь мы видим большую работу органов государственной власти по вовлечению вторичных ресурсов, золошлаков в частности, в хозяйственный оборот. Сформирована стратегия, которая предполагает к 2035 году довести их использование до 50 процентов. В СГК также есть своя стратегия. Совместно с научным сообществом работаем над проектами по разработке новых технологий применения золошлаков в различных отраслях промышленности. Здесь два направления.
Первое - реализация золы-уноса. В этом году мы отгрузили 610 тысяч тонн золы-уноса, рекордное количество. У бизнеса есть понимание, что это ценный ресурс при производстве строительных материалов. Мы сотрудничаем с крупными федеральными и региональными производителями. Планируем увеличить объем реализации этого продукта и проводим на станциях реконструкцию систем отгрузки. В дальнейшем намерены удвоить свои поставки производителям.
Второе - использование ЗШМ с наших золоотвалов. Пока действующая нормативная база не включает в себя ГОСТ по применению ЗШМ в дорожном строительстве. Готовится предварительный национальный стандарт использования ЗШМ совместно с Ассоциацией "Р.О.С.АСФАЛЬТ". Он должен развеять сомнения дорожников и в дальнейшем трансформироваться в ГОСТ. Я уверен, что бурное развитие этого направления не за горами. Судите сами: использование ЗШМ при строительстве основания для асфальтобетонной дороги снижает стоимость работ на 20 процентов. А общую стоимость километра новой трассы - на пять процентов. В масштабах страны это миллиарды рублей. И, конечно, одна из важнейших целей - эффективно и экономно использовать природные ресурсы. Отрадно, что с каждым годом бюрократических барьеров становится все меньше. Так, наконец-то без отдельных экспертиз можно использовать ЗШМ при рекультивации нарушенных земель.
Мы в этом году в Алтайском крае построили экспериментальный участок дороги с использованием в монолитном основании золы Барнаульской ТЭЦ-3 и сейчас вместе с учеными АлтГУ продолжаем исследования.
36 тысяч человек работают на предприятиях СГК.