Соответствующая резолюция была принята в четверг 28 декабря в ходе заседания Национального собрания (парламента) страны. Все собравшиеся 180 депутатов проголосовали за начало расследований в отношении первой леди. Ее подозревают в причастности к манипуляциям акциями компании Deutsch Motors - авторизированного дилера автоконцерна BMW.
Правящая партия в полном составе бойкотировала голосование, но оппозиция смогла самостоятельно провести резолюцию, так как обладает большинством. Голосование инициировала небольшая по численности "Партия справедливости" и поддержала главная оппозиционная Демократическая партия "Тобуро", представленная в парламенте 167 депутатами.
В администрации президента не стали скрывать своего отношения к этой инициативе народных избранников. Официальный представитель ведомства заявил, что глава государства немедленно наложит вето на этот документ, как только получит его на рассмотрение. Для преодоления вето парламенту необходимо повторное голосование и согласие не менее двух третей депутатского корпуса, где сейчас 298 народных избранников. Оппозиция хоть и располагает большинством, но оно составляет меньше двух третей: правящая партия, выступающая против расследования, обладает более чем сотней мандатов.
С учетом всех этих факторов будущее резолюции очевидно - она будет аннулирована. Однако политологи отмечают, что оппозиция "загнала в угол" лидера страны и весь правящий лагерь.
Ситуацию обостряет тот факт, что в настоящий момент прокуратура ведет активное расследование в отношении лидера оппозиции Ли Чжэ Мёна, под суд отправлены уже несколько видных функционеров партии "Тобуро". Оппозиция считает, что прокуратура, в которой Юн работал до своего президентства, сейчас превратилась в карательный орган правящего лагеря. Юн же постоянно заявлял о "равенстве всех перед законом", указывая на необходимость расследования всех подозрений в отношении Ли. Теперь же выходит, что оппозицию привлекать к ответственности можно, в то время как "жена Цезаря должна быть вне подозрений".
Кроме того, Юн в последнее время неоднократно ветировал резолюции парламента, а потому очередная попытка использования этого права вызывает все большее недовольство общественности.
Сам Юн Сок Ёль и правящая партия "Сила народа" считают, что оппозиция пытается перевести фокус внимания общества на первую леди с расследования, которое ведется в отношении видных оппозиционеров.
Личность Ким Гон Хи еще в предвыборную кампанию вызвала много споров. Хватало и нелицеприятных слухов в отношении ее прошлого. После победы Юн Сок Ёля на выборах Ким, которая постоянно сопровождает мужа в зарубежных поездках, также несколько раз провоцировала различные нарекания со стороны оппозиции в отношении ее поведения, хотя, стоит признать, обычно дело касалось каких-то в целом незначительных моментов. Тем не менее вопрос с манипуляциями акциями - обвинения иного порядка.
Понятно, что оппозиция действительно очень хотела бы видеть то, как жену президента вызывают на допросы. С учетом запланированных на апрель следующего года парламентских выборов это стало бы сильным ударом по всему правящему лагерю. С другой стороны, действительно получается, что обвинения в отношении главы оппозиции расследуют очень тщательно и досконально, предъявив ему уже пять обвинений, а вот в отношении Ким Гон Хи говорят, что "все, что было необходимо, расследовали еще до президентских выборов".
Судя по всему, в этом споре судьями будут выступать избиратели. По предварительным данным, простые корейцы поддерживают идею расследования в отношении жены президента. Согласно блиц-опросу, который провела газета "Кунмин Ильбо", за это высказались около 70 процентов респондентов. Очевидно, что оппозиция будет это использовать, пытаясь оказать давление на главу государства, правящую партию, а затем неизбежно напомнит о вето перед парламентскими выборами. У президента же положение напоминает ситуацию, которую в шахматах называют "цугцванг" - любой ход ведет к ухудшению позиции, а ходить все равно необходимо.