По предварительной версии инцидент с посадкой самолета на замерзшую реку в Якутии случился по ошибке экипажа

Самолет Ан-24 авиакомпании "Полярные авиалинии" произвел посадку вне взлетно-посадочной полосы аэропорта Зырянка в Якутии. Он сел прямо на лед реки Колыма в отдаленном Верхнеколымском районе республики. По предварительной версии инцидент случился по ошибке экипажа.

Как сообщил Якутский транспортный прокурор Артем Ильин, утром, в 11.45, 28 декабря воздушное судно, выполнявшее пассажирский рейс по маршруту Якутск - Зырянка - Среднеколымск - Якутск, при заходе на посадку в поселок Зырянка "отклонилось от взлетно-посадочной полосы и произвело посадку на песчаную косу реки Колыма".

К счастью, при посадке никто не пострадал. Экипаж и пассажиров оперативно с реки эвакуировали в здание аэропорта. Что очень важно, сейчас в Якутии стоят морозы, температура в Зырянке на момент посадки была минус 41 градус. Легко и обморожение получить, хотя место, куда сел самолет, и находится в полутора сотен метров от аэропорта. На место происшествия вылетели комиссия Саха-Якутского МТУ Росавиации, сотрудники Якутского следственного комитета на транспорте и руководство авиакомпании "Полярные авиалинии".

Пассажиров оперативно с реки эвакуировали, в это время стоял мороз минус 41 градус

"По предварительной информации причиной авиационного события является ошибка экипажа при пилотировании воздушного судна. В связи с этим Якутской транспортной прокуратурой организовано проведение проверки по указанному факту и координации деятельности правоохранительных органов. Ситуация находится на особом контроле прокуратуры", - сообщил транспортный прокурор.

Якутяне сейчас активно обсуждают случившееся в соцсетях. Говорят, в частности, и о том, что почти все северные аэропорты в Якутии не оборудованы посадочными огнями на полосе.

Взлетно-посадочная полоса в Зырянке построена на естественной речной косе, идущей вдоль Колымы, поэтому промахнуться в условиях плохой видимости было немудрено.

Пассажиров, следовавших через Зырянку в Среднеколымск, доставили туда другим рейсом. Для понимания, Зырянка - это центр Верхнеколымского района Якутии.

Здесь живет около двух с половиной тысяч человек. Поселок городского типа, находится в 1100 километрах от Якутска. Сюда четыре раза в неделю летают самолеты компании "Полярные авиалинии". Через Зырянку пассажиры транзитом следуют в соседний Среднеколымский район. Отсюда же уже летают вертолеты в труднодоступные северные села.

Долететь из Якутска до Зырянки можно за три часа, но обходится это намного дороже, чем до Москвы, куда лететь больше шести часов. Самые дешевые билеты до Зырянки стоят 28 тысяч рублей, тогда как купить билет в Белокаменную можно тысяч за 20.

Пассажиры в Якутии давно привыкли к задержкам, отменам и даже подобным инцидентам

Пассажиры в Арктике давно привыкли к задержкам рейсов, к их отменам и даже авиационным инцидентам, подобным тому, что произошел в четверг.

Можно считать предновогодним чудом то, что на этот раз самолет не пострадал и все его 30 пассажиров и 4 члена экипажа остались невредимы. В октябре 2016 года в аэропорту поселка Белая Гора самолет этой же компании тоже сел мимо полосы. Тогда пострадали два человека.

Но в Белой Горе аэропорт недавно обновили. А в Зырянке он создавался еще в годы Великой Отечественной войны. Соседство с рекой не позволяет поднять грунт взлетно-посадочной полосы, чтобы его не затапливало в межсезонье и во время затяжных дождей. Когда в 2018 году Зырянку затопило, ее аэропорт был закрыт больше сорока дней. Но, к сожалению, аэропорт Зырянки не попал в национальный проект "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры", в который было включено 14 воздушных гаваней республики, в числе которых и упомянутый аэропорт в Белой Горе. Глава республики Айсен Николаев говорит, что еще 10 якутских аэропортов нуждаются в реконструкции. А гавань Зырянки - в первую очередь.

Между тем

Росавиация этот случай классифицировала как серьезный авиационный инцидент. Для его расследования создается комиссия.

Решение по буксировке Ан-24 будет принято позже, предварительно повреждений нет, уточнили в ведомстве.

10 аэропортов Якутии остро нуждаются в реконструкции

По мнению руководителя портала "Авиация России" Андрея Величко, инцидент мог произойти из-за специфичных условий этой местности. "Световой день в Зырянке длится немногим больше трех часов: 28 декабря 2023 года солнце взошло в 11.23, а зашло уже в 14.32, продолжительность дня составила 3 часа 9 минут. Следовательно, самолет заходил на посадку в темное время суток. Аэродром в поселке имеет грунтовую не оборудованную полосу длиной 1700 метров, а примерно в 120-140 метрах на Колыме есть коса, которая идет параллельно ВПП. Вполне вероятно, летчики промахнулись и сели в темноте на эту косу правее полосы", - поделился эксперт.

Подготовила Валерия Лобко

Комментарий

Олег Смирнов, член Общественного Совета Ространснадзора, экс-замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:

- Этот случай - наглядный пример серьезной проблемы малых аэропортов и их оснащения. В таких краях, как Заполярье, аэропорты подобного класса не очень хорошо радио и светотехнически оборудованы. И когда плохая погода, очень редко, но случаются подобные ситуации.

В поселке Зырянка мне приходилось бывать не раз: там взлетно-посадочная полоса грунтовая, а не бетонная. И находится аэродром прямо на берегу Колымы. Река большая, широкая. И ВПП идет параллельно. Состояние аэропорта - это серьезный отдельный разговор. Тем не менее эта "воздушная гавань" живет, потому что другого вида сообщения в тех краях просто не существует. А в Зырянке около трех тысяч жителей! За последние тридцать лет многие подобные небольшие аэродромы с грунтовкой исчезли. Раньше в стране было 1400 аэродромов, осталось двести с небольшим...

Я не могу однозначно сказать, почему случилась нештатная посадка Ан-24. Комиссия разберется. Но сам самолет - отличный, и по таким аэродромам он летает замечательно. Никогда не бывает авиапроисшествия по какой-то одной причине. А тут сошлись сразу несколько: и погода, и визуальный фон - заснеженная грунтовая полоса и заснеженная река, и радиотехническое обеспечение, которое "не очень". Искусственную ВПП, а проще бетонку, зимой видно: ее чистят и она темная, как асфальт, на общем белом фоне. А когда грунт "катают", то он такого же белого цвета, как если его и не "катать". Возможность ошибиться у экипажа, конечно, повышается. Но это вопрос обучения пилотов и их готовности летать в суровых условиях севера. Никаких сигналов об отказе техники не поступало. А вот то, что аэродром плохо оснащен радиотехническим и световым оборудованием - факт.

Некоторые кивают на возраст Ан-24: мол, ему пятьдесят лет. Но возраст тут совершенно ни при чем. Можно говорить только о системе поддержания летной годности. Самолеты подобного класса очень востребованы во всем мире. Прежде всего именно потому, что не требуют бетонных ВПП.

Не надо забывать: 60 процентов территории нашей страны не имеет ни автомобильных, ни железных дорог. В гражданской авиации Ан-24 осталось несколько десятков и замены им в ближайшее время не просматривается. Нам необходимо ускорить производство альтернативных типов современных самолетов, обустройство аэродромов в приарктической зоне. И не снижать уровень подготовки пилотов.

Подготовила Наталия Ячменникова