- Пока рано делать выводы, что там случилось и почему вместо ВПП Ан-24 сел на замерзшую реку Колыму, - говорит Олег Михайлович. - Комиссия разберется. Главное: все на борту живы, самолет не поврежден. Фотографии появились: стоит на льду, все нормально. Черные ящики тоже сохранились.
Я считаю, что этот случай, прежде всего, наглядный пример серьезной проблемы малых аэропортов и их оснащения. В таких краях, как Заполярье, аэропорты подобного класса не очень хорошо радио- и светотехнически оборудованы. И когда плохая погода, очень редко, но случаются подобные ситуации.
В поселке Зырянка мне приходилось бывать не раз: там летно-посадочная полоса грунтовая, а не бетонная. И находится аэродром прямо на берегу Колымы. А река большая, широкая. И взлетно-посадочная полоса идет параллельно ей.
Кстати, раньше климат суровее был и проблем особых с ВПП не было. А сейчас каждую весну, каждый ледоход аэродром заливает. И аэропорт закрывается. Вообще его состояние - это серьезный отдельный разговор. Здание аэровокзала сегодня больше напоминает сарай. Тем не менее эта "воздушная гавань" живет, потому что другого вида сообщения в тех краях просто не существует. Нет ни железных дорог, ни автомобильных, а водный транспорт работает лишь несколько месяцев. Поэтому авиация единственный путь сообщения местного населения с Большой Землей. В Зырянке всего около трех тысяч жителей. Но они имеют конституционное право на свободное передвижение!
За последние тридцать лет многие подобные небольшие аэродромы с грунтовкой исчезли, и полеты там прекратились. Известная статистика: раньше в стране было 1400 аэродромов, сейчас осталось двести с небольшим...
Я не могу однозначно сказать, почему случилась нештатная посадка Ан-24. Комиссия разберется. Но сам самолет Ан-24 - отличный, и по таким аэродромам он летает замечательно. Никогда не бывает авиапроисшествия по какой-то одной причине. А тут сошлись сразу несколько факторов: и погода, и визуальный фон один и тот же - заснеженная грунтовая взлетно-посадочная полоса и заснеженная река, и радиотехническое обеспечение, которое "не очень".
Искусственную ВПП, а проще бетонку, зимой видно: ее чистят и она темнеет , как асфальт, на общем белом фоне. А когда грунтовый аэродром "катают", то он такого же белого цвета, как если его и не "катать". Река замерзшая, там лед полметра толщиной, и все это визуально сливается. Возможность ошибиться, и принять похожую местность за аэродром у экипажа, конечно, повышается. Но это вопрос обучения пилотов и их готовности летать в подобных суровых условиях севера.
Никаких сигналов об отказе техники от экипажа не поступало. Никаких визуальных проявлений технических недостатков тоже не обнаружено. А вот то, что аэродром плохо оснащен радиотехническим и световым оборудованием - это факт.
Это уже третий похожий случай подряд: то самолет сел на кукурузное поле, то на пшеничное, то теперь на реку. Слава Богу: ни одного пострадавшего!
Теперь Ан-24 отбуксируют. Разумеется, такая посадка требует тщательной проверки: шасси, других систем. Не появились ли какие-то трещины.
Некоторые кивают на возраст самолета: мол, ему пятьдесят лет. Но возраст тут совершенно не при чем. Можно говорить только о системе поддержании его летной годности.
Во времена развала отечественного самолетостроения, когда у нас "большие чиновники" решили не модернизировать Ан-24, не озаботились комплектующими, те же коллеги-китайцы поступили куда умнее. Они взяли за основу этот самолет, заменили кое-какие детали, немного переделали фюзеляж, заменили двигатели, назвали по-своему и сейчас за этой машиной очередь.
Самолеты подобного класса очень востребованы во всем мире. Во-первых , он не требует бетонных ВПП. Зырянка яркий пример: регулярные полеты туда совершаются на грунт! Что такое бетонное ВПП? Это миллиарды рублей. А на крайний север бетон еще завезти надо.
Ан-24 всегда прикрывал сотни аэродромов подобного рода. Повторю: отличный самолет! Я сам налетал на нем несколько тысяч часов, и начинал, к слову, с грунтовых полос в Казахстане. Помню, рулили буквально по грязи в распутицу, и он хорошо себя показывал. На нем отличное оборудование, хорошая кабина пилотов, довольно комфортные условия для пассажиров. Самолет был "на ура" и остается востребованным на региональных и местных авиалиниях. А главное - безопасным в эксплуатации благодаря нашим авиаинженерам и техникам.
Не надо забывать: 60 процентов территории нашей страны не имеет ни автомобильных, ни железных дорог. Ан-24 вообще широко используется: на нем перевозятся грузы, он эксплуатируется в Министерстве обороны, МЧС, МВД… В гражданской авиации их осталось несколько десятков и замены им в ближайшее время не просматривается.
Случаются ли случаи посадок на лед рек в мире? Конечно. Например, на Аляске, где, к слову, аэродромов, больше, чем в России. Там самолеты зимой часто садятся на укатанный лед. Но это, замечу, запланированные, штатные посадки.
Нам необходимо ускорить производство альтернативных типов современных самолетов и обустройство аэродромов, расположенных в приарктической зоне. И, что очень важно, не снижать уровень подготовки пилотов. В таких суровых зонах должна работать профессиональная элита.