Юрий Михайлович, несколько лет назад вы сняли фильм "Нахимовцы", о тех, кто должен стать славой военно-морского флота, и вот ваш новый фильм о реальном герое России, о срочнике, для которого словосочетание "Служу Отечеству", как и для нахимовцев, оказалось не пустым звуком. Вы намеренно выстраиваете эту преемственность в своих работах?
Юрий Обухов: На самом деле, все получилось случайно. Мы заканчивали съемки картины "Нахимовцы" во Владивостоке, и на одном из причалов, где стоят корабли Тихоокеанского флота, я увидел корвет с необычной надписью на борту: "Герой РФ Алдар Цыденжапов". Меня эта надпись заставила задуматься, потому что остальные корабли были с названиями короткими, емкими - "Быстрый", "Громкий" и так далее. А тут имя и фамилия, и причем - золотыми буквами, что уж совсем не традиционно для военных кораблей. Почему так? Я задал этот вопрос Сергею Иосифовичу Авакянцу, который тогда командовал Тихоокеанским флотом, и он рассказал мне историю, что случилась 24 сентября 2010 года. Весь экипаж эсминца "Быстрый" находился на борту, готовились к боевому походу на Камчатку, и вдруг в 4:20 утра молодой моторист, срочник из поселка Агинского Забайкальского края Алдар Цыденжапов, почувствовал задымление в машинном отделении. Он прекрасно понимал, что если пожар быстро не потушить, то катастрофа неизбежна. Алдар, не задумываясь, спустился в машинное отделение и девять секунд провел в самом эпицентре огня! Он перекрыл подачу топлива и таким образом спас эсминец и жизни 348 товарищам.
Насколько я знаю, Алдар погиб не сразу, он умер в госпитале спустя несколько дней...
Юрий Обухов: Он даже еще долгое время оставался в сознании. Но больше всего меня поразило, что получив за эти девять секунд около 90% ожогов, Алдар сам, без посторонней помощи поднялся по лестнице из машинного отделения на палубу, а это, может быть, высота двухэтажного дома. Врачи, с которыми мы консультировались, объяснили, что это нередкий случай, потому что в подобной ситуации выбрасывается очень большое количество адреналина, и человек не понимает, что происходит.
Да, Голливуд бы тоже мимо такой истории не прошел. Но что в ней было важно именно для вас - показать путь героя или эпично, со спецэффектами снять сам подвиг?
Юрий Обухов: Я долго об этом думал. И решил, что мало просто рассказать историю о том, как служил моряк на флоте и однажды погасил пожар. Хотелось понять природу этого подвига. Меня, прежде всего, поразил возраст героя, то, что в свои юные годы он оказался настолько осознанным. Сначала он осознанно принял решение стать матросом, хотя Забайкальский край далеко от Байкала, там нет большой воды. Но у Алдара был дедушка, он, слава богу, здравствует и сегодня, мы с ним встречались, и этот дедушка был моряком, и очень много внуку рассказывал о море, о флоте, о морском братстве. То есть преемственность сработала. Мы это в фильме тоже отразили. А потом он осознанно пошел на ликвидацию пожара и спасение боевого корабля с товарищами. И, повторюсь, принял это мужественное зрелое решение в 19 лет!
И когда мы встречались с его друзьями, одноклассниками, то поняли, что он просто не мог по-другому поступить в ту минуту. Это был обычный сельский парень, хулиганистый, учился не очень хорошо, но помогал по дому, помогал своей сестре-близняшке, с которой очень дружил. Все в поселке знали, что Алдар своих не подведет. Он не подвел.
Судя по тем почестям, который получил герой посмертно, его подвиг высоко оценен государством, но почему простые люди о нем ничего не знают? Уверен, что имя Алдара Цыденжапова большинство читателей этого интервью раньше даже не слышали.
Юрий Обухов: Даже многие на Тихоокеанском флоте об этом подвиге не знают, не говоря уже о гражданских людях. Скажу честно, мне даже обидно. И обида сыграла свою роль в том, что мы решили снимать этот фильм, причем снимать как можно быстрее. В Министерстве культуры России нас, к счастью, поддержали. Режиссером на картине работает Олег Штром, мы с ним уже делали фильмы о героях, в том числе "Десантный батя" о генерале армии Василии Маргелове, создателе современных ВДВ, и "Нахимовцы". На большие экраны фильм выйдет 26 сентября, и мы теперь делаем все, чтобы к этой дате успеть.
Вы снимали на том самом спасенном эсминце?
Юрий Обухов: Да, нам очень повезло, когда мы выбирали натуру, эсминец выводился из эксплуатации, и командующий флотом разрешил снимать именно на этом корабле. Актеры были в буквальном смысле погружены в реалии того, о чем они играли, в тот самый кубрик, в том самое машинное отделение, где произошел тот самый подвиг. Это, конечно, им очень помогало, особенно исполнителю главной роли, замечательному бурятского актеру Бато Шойнжонову, который сыграл просто изумительно. Это, пожалуй, первый случай в нашем кино, когда огромный боевой корабль, его длина 156 метров, стал на время съемочной площадкой.
В вашем фильме снимется Дмитрий Певцов, который уже несколько лет не появляется на экранах…
Юрий Обухов: Нам нужно было найти актеров, которые смогли бы точно сыграть врачей, что четыре дня боролись за жизнь героя. Это не самые большие роли, но одни из самых важных в картине. Я дал почитать сценарий Дмитрию Певцову, но, если честно, не думал, что он даже перезвонит, все знают его занятость, он и депутат Госдумы, и театральный актер, а тут мало того, что роль серьезная, так еще и съемки во Владивостоке. Но буквально через час раздается звонок: "Это Певцов, хочу с вами встретиться". На встрече он сказал мне, что семь лет не снимался в настоящем кино, но в данной ситуации отказаться не может, только нужно найти время в его плотном графике. Потом я позвонил Даниилу Спиваковскому, он прочитал сценарий и тоже тут же согласился. И тоже прилетел во Владивосток. И я считаю, это большая наша удача, что врачей в фильме "9 секунд" играют настолько мощные актеры. Я не хочу раскрывать все секреты, но, поверьте, эти роли станут событием в современном кино.
Как вы уже сказали, в вашей фильмографии немало фильмов о героях, а удалось ли вас за время работы над этими картинами разгадать формулу героев?
Юрий Обухов: В знаменателе этой формулы всегда есть слово "служение". Я это видел даже в воспитанниках Нахимовского военно-морского училища, а это совсем мальчики, ребята от 10 лет. Но, поверьте, все они, если им, не дай бог, придется выбирать между спасением корабля и своих товарищей и спасением собственной жизни, они, не задумываясь, выберут корабль и товарищей. Все они готовы служить флоту и Родине. Служить людям. Именно такое служение важно воспитывать сегодня в подрастающем поколении, но нужны примеры.
И здесь без кино не обойтись?
Юрий Обухов: Все это понимают, кроме прокатчиков. Когда мы тех же "Нахимоцев" показали на кинорынке в Петербурге, то в глазах прокатчиков был вопрос: "А кому это интересно? Ну, нахимовцы, ну, подумаешь". И мы даже были разочарованы, что не смогли достучаться до сердец тех, кто будет показывать наше кино на больших экранах. Однако в тот же день мы устроили показ в Нахимовском военно-морском училище, и реакция была ураганная. Ребята, которым на полтора часа дали команду "Вольно", топали ногами, вскакивали на кресла... Я вспомнил, как мы в детстве 105 раз смотрели фильм "Чапаев" и также кричали: "Да плыви ты, плыви, Василий Иванович!" Так было и здесь. И только после этого мы поняли, что все-таки сделали хорошую картину. В прокате фильм в итоге собрал порядка 70 миллионов, что довольно неплохо для патриотического кино. И мы знаем, что очень многие воспитанники военных училищ встретили картину на ура.
Когда снимали "9 секунд", мы получили из Минобороны письмо с вопросом: "Не хотите ли вы сделать "Нахимовцы 2"? Конечно, мы ответили, что хотим. В конце мая в Калининграде мы начнем снимать продолжение, фильм будет называться "Нахимовцы 2. Янтарный берег".
Вы далеко не первый продюсер, который рассказывает о проблемах, которые возникают, когда речь заходит о прокате патриотических фильмов. Чем это можно объяснить?
Юрий Обухов: На мой взгляд, прокатчики идут по легкому пути. На комедии, где две-три известных актера балагурят в течение полутора часов, заработать гораздо проще, чем на картине о Великой Отечественной войне или на истории о современном герое, которую мы рассказываем в фильме "9 секунд".
И тут возникает вопрос к вам как к продюсеру - зачем вы тогда рискуете, снимая патриотическое кино, когда могли бы снять комедию и гарантированно заработать денег?
Юрий Обухов: Мне часто приносят сценарии комедий и именно так и говорят - давай, заработаем много денег! Но как-то не лежит душа. Может быть, потому что я рос и воспитывался на советском кинематографе, все лучшие свои годы проработал на Киностудии Горького, в самый ее расцвет. И у нас не было понятия "заработать". Делали кино, получали лишь зарплату и премию. И никто из нас не рассуждал так, как рассуждают сегодня, что кино, мол, должно приносить продюсеру только прибыль, а зрителю - удовольствие. Но откуда тогда возьмутся герои?