Самые ожидаемые фильмы 2024 года. "Мастер и Маргарита"

Безусловным лидером в рейтинге зрительских ожиданий у нас стала третья российская экранизация романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Зачем понадобилась еще одна - будем судить после просмотра, он не за горами: премьеру обещают 25 января.

Сюжет этот заколдован. Есть поверие, что эту дьявольщину вообще нельзя снять в кино: уйдет волшебство, которым владеет только сам Булгаков. И что такое Кот Бегемот - артист Александр Баширов с хвостом и усами?

Но роман любим, и соблазн велик. Удовлетворившего всех результата ни в кино, ни в театре не удавалось достичь пока никому. Первым отважился югославский режиссер Александр Петрович, в 1972 году в копродукции с Италией поставивший адаптированную версию с Уго Тоньяцци в роли Мастера. Акцент - на московских эпизодах, эпизоды с Иешуа даны только как сцены спектакля по пьесе Максудова.

Об экранизации романа мечтал Элем Климов, свой вариант прикидывал Эльдар Рязанов, но оба отказались от идеи, понимая, что магия книги имеет чисто литературную природу и не передается менее пластичным киноэкраном.

Новую попытку освоить заколдованный роман предприняли в Польше в 1988-м: режиссер Мацей Войтышко снял телефильм Mistrz i Magorzata, в роли Воланда - Густав Холоубек ("Гангстеры и филантропы"). А еще раньше, почти одновременно с Петровичем, Анджей Вайда использовал сюжетную линию с Иешуа и Прокуратором в фильме "Пилат и другие".

В 1994-м огромный 3,5-часовой фильм снял Юрий Кара - его версия остается, хоть и несовершенной, но лучшей: у нее есть своя магия. Снимались звезды: Мастер - Виктор Раков, Маргарита - Анастасия Вертинская, Воланд - Валентин Гафт, Понтий Пилат - Михаил Ульянов... Музыку написал Альфред Шнитке, что уже обеспечило картине дыхание искусства большого, бездонного. Подвальчик Мастера снимали в том подвале, что описан в романе. Особняк Маргариты - в особняке на Остоженке. Сцены с Иешуа снимали в Израиле, как в книге. Скептики качали головами, но заинтригованы были все.

Назревавшее чудо постигла беда: продюсеры заявили, что фильм нельзя выпускать - плохо смонтирован. Что вдруг случилось с Карой? Сергей Герасимов, мастер курса во ВГИКе, отмечал его умение монтировать. Но продюсеры в своем праве: вложили в вещь деньги, вещь им принадлежит, и они ее могут хоть сжечь.

Сравнивать фильм с книгой так же нелепо, как подсчитывать потери романа "Дон Кихот" в балете

Заколдованный фильм лег на полку и смог выйти почти через два десятилетия, когда его технические и эстетические качества заметно устарели. Он вышел в сокращенной по требованию продюсеров версии, потеряв многие ключевые сцены. Я видел оба варианта и могу свидетельствовать, что полная версия была действительно хороша.

Фильм оказался в невыгодном положении еще и потому, что в 2005-м был снят телесериал Владимира Бортко. Он значительно менее удачен, но публика его увидела на шесть лет раньше - он и снял все сливки массового успеха. Александр Галибин и Анна Ковальчук сыграли Мастера и Маргариту, Олег Басилашвили был Воландом, Кирилл Лавров - Понтием Пилатом.

Нынешнюю экранизацию собирался снимать Николай Лебедев, режиссер таких фильмов, как "Звезда", "Легенда N 17", ремейк "Экипажа". Шла работа над режиссерским сценарием, от комментариев Лебедев воздерживался, ссылаясь на условия договора, но дело затянулось. Возникли проблемы с финансированием, и Лебедев отказался от проекта. До победного конца его довел Михаил Локшин, от которого после триумфа "Серебряных коньков" ждали зрелищных фильмов. То, что он с блеском осуществит эпизоды бала у Сатаны и полетов Маргариты над Арбатом, нет сомнений (эти эпизоды впечатляли и в фильме Юрия Кары). Уцелеют ли, не померкнут ли в этом блеске глубинные философские тексты Булгакова - опять-таки покажет премьера.

Сценарий написали Михаил Локшин и Роман Кантор ("Серебряные коньки", "Эпидемия"). В ролях Мастера и Маргариты мы увидим Евгения Цыганова и Юлию Снигирь, Воландом стал немецкий актер Аугуст Диль, Иешуа - голландский актер Аарон Водовоз (князь Юсупов в британском фильме "King s Man: Начало"), Понтием Пилатом - датский актер Клас Каспер Банг, известный по роли Кристиана в фильме Эстлунда "Квадрат". Кота Бегемота впервые сыграл реальный черный кот Кеша. Музыку написала Анна Друбич. Хронометраж - почти три часа.

Поначалу новую версию хотели назвать "Воланд". И действительно, в романе фигура Мессира - ключевая, центральная, именно он выручает главных героев из лап жесткой сталинской системы, Воланд по мнению многих оказался наиболее ярким образом книги. Но в конце концов фильму было возвращено название литературного оригинала. Судя по просочившимся сведениям, акцент сделан все-таки на линию преданной любви Мастера и Маргариты, Воланд сначала предстанет просто как заехавший в Москву 1930-х иностранец, а Сатаной станет уже на страницах загадочной книги, которую пишет Мастер.

Картина обречена на зрительские пересуды: ее обязательно будут сопоставлять с романом, подсчитывая потери. Хотя это нелепо: кино - другое искусство, у него свои достоинства. Ведь не пытаемся же мы сравнивать балет "Дон Кихот" с романом Сервантеса!

Бюджет фильма на сегодняшний день рекордно велик - 1 200 000 000 рублей.