Что касается объемов добычи, то, по словам главы минэнерго Николая Шульгинова, ожидается, что в 2023 году добыча нефти в стране составит около 523 млн тонн, может быть, чуть ниже. В 2022 году было добыто 535 млн тонн. По предварительным данным минэкономразвития, Россия в прошлом году добыла 527 млн тонн нефти. Снижение небольшое и, вероятнее всего, связано с обязательствами России в сделке ОПЕК+.
Экспортные потоки нефти и нефтепродуктов были переориентированы из Европы, ранее главного потребителя нашего сырья и топлива, на Восток. Основными покупателями стали Китай и Индия, на них пришлось 90% поставок.
Но почивать на лаврах не приходится, санкции в 2024 году никто не отменяет, они продолжают действовать. И проблемы, связанные с ними, остаются. Это, в первую очередь, потолок цен на нефть - 60 долларов за баррель, и нефтепродукты - 100 долларов за баррель бензина и дизельного топлива, и 45 долларов за баррель мазута. В 2023 году цены российское сырье во второй половине года преодолели эти ограничения, но не избавились от их влияния. Дисконт на нашу нефть продолжает существовать и в ноябре-декабре после сокращения до 10 долларов опять вырос до 15 долларов за баррель. Ранее наша нефть Urals торговалась на рынке со скидкой 1-3 доллара за баррель относительно эталонной марки Brent.
А что делает существующий дисконт? Он сокращает возможные доходы бюджета и прибыль нефтяных компаний. Причем они платят налоги в казну не только с добычи (налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ - выплачивается с объемов производства, но остальные налоги, а для госкомпаний еще и дивиденды государству, как акционеру, платятся с финансовых результатов).
"У нас сейчас средняя отгрузка нефти морем - 3,5 млн баррелей в сутки, и это очень хорошие показатели, - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Наша нефтяная отрасль продемонстрировала большую гибкость, решены вопросы с судами, со страховкой, с логистикой, с трейдингом. Периодически возникают разговоры о том, что мы не можем получить деньги за поставки в Индию, но откуда тогда берутся рекордные выплаты налогов в бюджет наших компаний? Если бы нам за товар не платил один из основных покупателей нашей нефти, этих средств для выплат в казну просто бы не нашлось", - поясняет Симонов.
Последние санкции США против перевозчиков нашей нефти и топлива показали, что они на некоторое время могут повлиять на величину дисконта. Как отмечает гендиректор аналитического агентства "Бизнесдром", председатель комитета "Опора России" по финрынкам Павел Самиев, отдельный риск для России - охота за нашим "теневым флотом" с целью нарушить нашу логистику экспорта. Это работает, когда другие меры не особенно эффективны. Правда, по его мнению, в долгосрочном периоде, это не драматично снизит российский экспорт, и точно не будет воздействовать понижательно на цены, скорее, даже наоборот.
Как отмечает Симонов, раньше был швейцарский трейдер, греческий перевозчик, лондонский страховщик, а сейчас ситуация поменялась. Появились другие компании, нашлись другие флаги для судов. Кстати, греки еще остались, но их участие в перевозках российской нефти серьезно сократилось. Причем мы называем эти суда серым (теневым) флотом, но на самом деле все официально. Они внесены в морские реестры. Что касается трейдеров они есть в Эмиратах в Гонконге. Именно против них направлены новые санкции США. Но появятся новые трейдеры, потому что сама технология уже известна и понятна.
При этом мы остаемся зависимы от двух крупнейших покупателей нашей нефти - Китая и Индии. Это не то, чтобы плохо, но в некоторой степени делает нас уязвимыми, поскольку санкции дают Пекину и Дели, как покупателям нашей нефти, дополнительный рычаг давления на наши компании, чтобы добиваться дополнительных скидок и преференций. Поэтому, можно констатировать, что 2023 год мы прошли с хорошими показателями, но говорить о победе над санкциями рано.