История ее прихода в ювелирное дело похожа на сказ Бажова. Мастер полюбил девушку, научил ее своему ремеслу. Мастера не стало, а его жена продолжает творить красоту из серебра и самоцветов.
"У меня два высших образования, техническое и юридическое, преподавала в техникуме. Причем предметы специфические - технология металлов, технология машиностроения, станки с ЧПУ, - рассказывает Наталья. - Муж - ювелир, предложил заняться этим делом вместе с ним. Я поначалу была настроена скептически. Супруг сам пришел в ювелирку через хобби: лазил с друзьями по горам, искал минералы, обрабатывал их. Вот и меня заинтересовал прежде всего камнями".
Первым из них, открывшим художнице свою красоту, стал драгоценный изумруд. Но настоящая любовь и источник вдохновения - поделочный хризопраз, зеленая непрозрачная разновидность кварца.
"Мне кажется, он не очень отличается от изумруда, но какой-то теплый. Мой камень - не знаю, как объяснить! - говорит Наталья, поворачивая разными гранями тяжелое кольцо необычной формы. В нем хризопраз двух оттенков соседствует с перламутром, причем крапан со вставкой - верхняя часть - двигается на шарнире. Другое кольцо меняет форму, когда выдвигаешь расположенный между полусферами диск. Третье под сидящей лягушкой открывает круглое каменное болотце…".
"Мой стиль - модернизм, конструктивизм с использованием художественной пластики", - объясняет мастер и вспоминает, как нашла свой голос в ювелирном мире.
На небольшом рынке в Москве она увидела работы одного парня, который превращал в художественные изделия утилитарные предметы: куклу, книгу, велосипед, автомобиль, морковку, свечу - что угодно!
"В голове словно что-то щелкнуло. Я подумала: сколько можно делать цветочки и лепесточки! Скинула все со стола и решила заниматься тем, чем хочу", - говорит она.
Так появились смелые украшения вроде серебряного перстня "Букет" с необработанными кристаллами турмалина или гарнитур из кабошонов аметиста, хромдиопсида и турмалина, навеянный брошью английской королевы. С помощью изобретенной мужем сварочной машины Наталья освоила шариковую технологию закрепа камней. Крошечные мельхиоровые шарики, выстраиваясь в ряд, не дают вставке выпасть - никто в России так не работает.
"Серебро для сварки не пригодно, у него большая теплопроводность - металл быстро охлаждается. А у мельхиора температура сварочного момента позволяет запустить процесс", - переходит на язык инженера Наталья.
Наиболее известные произведения Букановой не купить - она их бережет и дублировать не хочет, несмотря на уговоры. Но среди ее творений всегда есть что-то новое.
"Если повторять, придется стоять на месте. А мне хочется в каждом изделии двигаться вперед и что-то преодолевать в себе. Я работаю в свое удовольствие, еще и заработать что-то успеваю. Здорово делать то, что нравится, и получать за это деньги", - говорит она.