Космическое путешествие с принцем. В Большом театре им. Навои "Щелкунчика" превратили в современное хореографическое зрелище

В предновогодние дни в столице Узбекистана при температуре +20 градусов в центре города хлопьями пошел снег - снежные вихри поднял новый "Щелкунчик" в Большом театре оперы и балета имени Навои.
Михаил Вильчук

Последний из трех балетов Чайковского давно закрепился на ташкентской сцене. Его предыдущая версия, совмещающая основные черты классических спектаклей Василия Вайнонена и Юрия Григоровича, живет в театре тридцать лет. Но для волшебства нет ничего более убийственного, чем монотонность. Поэтому год назад было решено представить публике совершенно новую постановку. Для ее создания была приглашена российская постановочная команда - культурные связи между двумя странами остаются прочными. Возглавил ее Максим Петров, один из ведущих хореографов поколения 30-летних, сегодня активно утверждающихся на ведущих сценах. Петров с нынешнего сезона возглавляет екатеринбургский "Урал Балет", в его багаже - балеты в Мариинском театре, Самаре и Нижнем Новгороде, сотрудничество с Большим театром. В соавторы он позвал художников Степана Лукьянова (сценография), Юлиану Лайкову (костюмы), Константина Бинкина (свет) и Илью Старилова (видео) и драматурга Богдана Королька. Вместе они заново прочитали хрестоматийную сказку, деликатно очистив ее от тонн сахара, старомодного налипшего на бессмертную музыку.

Фото: Михаил Вильчук

Основная линия сюжета сохранена, что позволяет не ломать то единство музыки и драматургии, что отличает "Щелкунчик" в ряду многих классических балетов. Только Маша из традиционной конфетной малышки становится подростком, для которой естественны мечты о любви. Ее глазами и увидена вся история: рождественский вечер в уютном семейном кругу, перерастающий в романтическое космическое путешествие с принцем, в котором узнаются черты племянника старого друга семьи, былого приятеля по играм в песочнице. Вредный братец, пугающие мыши - они тоже никуда не делись. Но брата можно взять с собой на космический корабль, и он окажется верным другом. К тому же вовремя дающим полезные советы: зачем вспоминать старое, нужно, чтобы все жили мирно, - говорит он. И мыши тоже становятся не опасными и коварными, а милыми. В этом мире любви и остается в финале Маша - сказка может себе это позволить.

Причем сказка ощущается в этом "Щелкунчике" не только на бумаге - Большой театр имени Навои пошел за постановщиками и превратил спектакль в современное хореографическое зрелище.

Каждый из полутора сотен сложносочиненных костюмов (все они сшиты в России) хочется рассматривать, приостановив действие: кажется, они рассчитаны на дефиле где-нибудь в Милане. Не менее эффектны сценография с видеопроекциями. Они погружают в мир волшебства еще до спектакля - антрактный занавес выглядит царством Королевы снежинок, сотканным из сияющих кристаллов. Во втором действии отсутствующий в либретто банальный Конфитюренбург напоминает о себе миллионом сахарных кристаллов, которые тоже растворяются в вечности от любви Маши и Принца. А летящие в космосе елка, кукла Щелкунчик, дом Штальбаумов, больше напоминающий театр, воспринимаются символом самого искусства балета, парящего вне времени и пространства.

Самому балету приходится в спектакле непросто: в Ташкенте небольшая труппа, и артистам, чтобы станцевать достаточно густонаселенный "Щелкунчик", приходится многократно переодеваться - сначала ты пьешь шампанское в гостиной Штальбаумов, через несколько минут уже мышью скачешь в огромной маске, а еще через несколько мгновений переливаешься "снежной " в костюме со светодиодной подсветкой - без всяких гендерных различий, потому что знаменитый вальс снежных хлопьев ассистент хореографа Игорь Булыцын поставил для восьми пар, играя на нескольких элементарных движениях из школьной программы и красоте балетной геометрии. Максим Петров, в спектакле сфокусировавшийся на актерской достоверности и выразительности простых жестов, Вальс цветов и финальное па де де смог представить как танцевальный апофеоз спектакля. Соавтором успеха хореографов стал дирижер Алибек Кабдурахманов. Он вел Национальный симфонический оркестр Узбекистана, будто на концертной эстраде: музыка не делала реверансов хореографии, не ломала темпов, не стремилась на второй план - она звучала, как симфония.

Для театра, не имевшего опыта сложных современных постановок, опыт "Щелкунчика" наверняка оказался нелегким. Но, как сказано в либретто этой версии, "чтобы увидеть новое, нужно преодолеть темноту и холод. Когда лед наконец исчезает, открывается небо, полное звезд".

Спектакль выпущен при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана.

Справка "РГ"

Балет в Узбекистане зародился только в середине 1920-х благодаря приехавшим из центральной России специалистам. Но танцевальное искусство в республике имеет древнейшие корни. Благодаря объединению исполнителей национальной хореографии и российских хореографов и педагогов узбекский балет быстро достиг успехов, в Ташкенте перед Великой Отечественной войной работало два оперно-балетных театра, еще один позже возник в Самарканде. Но после распада СССР интерес к балету надолго иссяк и начал возрождаться лишь в последнее время.