Последний из трех балетов Чайковского давно закрепился на ташкентской сцене. Его предыдущая версия, совмещающая основные черты классических спектаклей Василия Вайнонена и Юрия Григоровича, живет в театре тридцать лет. Но для волшебства нет ничего более убийственного, чем монотонность. Поэтому год назад было решено представить публике совершенно новую постановку. Для ее создания была приглашена российская постановочная команда - культурные связи между двумя странами остаются прочными. Возглавил ее Максим Петров, один из ведущих хореографов поколения 30-летних, сегодня активно утверждающихся на ведущих сценах. Петров с нынешнего сезона возглавляет екатеринбургский "Урал Балет", в его багаже - балеты в Мариинском театре, Самаре и Нижнем Новгороде, сотрудничество с Большим театром. В соавторы он позвал художников Степана Лукьянова (сценография), Юлиану Лайкову (костюмы), Константина Бинкина (свет) и Илью Старилова (видео) и драматурга Богдана Королька. Вместе они заново прочитали хрестоматийную сказку, деликатно очистив ее от тонн сахара, старомодного налипшего на бессмертную музыку.
Основная линия сюжета сохранена, что позволяет не ломать то единство музыки и драматургии, что отличает "Щелкунчик" в ряду многих классических балетов. Только Маша из традиционной конфетной малышки становится подростком, для которой естественны мечты о любви. Ее глазами и увидена вся история: рождественский вечер в уютном семейном кругу, перерастающий в романтическое космическое путешествие с принцем, в котором узнаются черты племянника старого друга семьи, былого приятеля по играм в песочнице. Вредный братец, пугающие мыши - они тоже никуда не делись. Но брата можно взять с собой на космический корабль, и он окажется верным другом. К тому же вовремя дающим полезные советы: зачем вспоминать старое, нужно, чтобы все жили мирно, - говорит он. И мыши тоже становятся не опасными и коварными, а милыми. В этом мире любви и остается в финале Маша - сказка может себе это позволить.
Причем сказка ощущается в этом "Щелкунчике" не только на бумаге - Большой театр имени Навои пошел за постановщиками и превратил спектакль в современное хореографическое зрелище.
Каждый из полутора сотен сложносочиненных костюмов (все они сшиты в России) хочется рассматривать, приостановив действие: кажется, они рассчитаны на дефиле где-нибудь в Милане. Не менее эффектны сценография с видеопроекциями. Они погружают в мир волшебства еще до спектакля - антрактный занавес выглядит царством Королевы снежинок, сотканным из сияющих кристаллов. Во втором действии отсутствующий в либретто банальный Конфитюренбург напоминает о себе миллионом сахарных кристаллов, которые тоже растворяются в вечности от любви Маши и Принца. А летящие в космосе елка, кукла Щелкунчик, дом Штальбаумов, больше напоминающий театр, воспринимаются символом самого искусства балета, парящего вне времени и пространства.
Самому балету приходится в спектакле непросто: в Ташкенте небольшая труппа, и артистам, чтобы станцевать достаточно густонаселенный "Щелкунчик", приходится многократно переодеваться - сначала ты пьешь шампанское в гостиной Штальбаумов, через несколько минут уже мышью скачешь в огромной маске, а еще через несколько мгновений переливаешься "снежной " в костюме со светодиодной подсветкой - без всяких гендерных различий, потому что знаменитый вальс снежных хлопьев ассистент хореографа Игорь Булыцын поставил для восьми пар, играя на нескольких элементарных движениях из школьной программы и красоте балетной геометрии. Максим Петров, в спектакле сфокусировавшийся на актерской достоверности и выразительности простых жестов, Вальс цветов и финальное па де де смог представить как танцевальный апофеоз спектакля. Соавтором успеха хореографов стал дирижер Алибек Кабдурахманов. Он вел Национальный симфонический оркестр Узбекистана, будто на концертной эстраде: музыка не делала реверансов хореографии, не ломала темпов, не стремилась на второй план - она звучала, как симфония.
Для театра, не имевшего опыта сложных современных постановок, опыт "Щелкунчика" наверняка оказался нелегким. Но, как сказано в либретто этой версии, "чтобы увидеть новое, нужно преодолеть темноту и холод. Когда лед наконец исчезает, открывается небо, полное звезд".
Спектакль выпущен при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана.
Справка "РГ"
Балет в Узбекистане зародился только в середине 1920-х благодаря приехавшим из центральной России специалистам. Но танцевальное искусство в республике имеет древнейшие корни. Благодаря объединению исполнителей национальной хореографии и российских хореографов и педагогов узбекский балет быстро достиг успехов, в Ташкенте перед Великой Отечественной войной работало два оперно-балетных театра, еще один позже возник в Самарканде. Но после распада СССР интерес к балету надолго иссяк и начал возрождаться лишь в последнее время.